Глас православия
| |
Советы праведного старца | |
22 июня Православная Церковь совершала память святого праведного Алексия МЕЧЕВА (1859-1923). «Московский старец» — так называли его современники. Посланный в жизнь на изломе эпох, переживший несколько войн и революций, голод, холод, преследования, он был одним из тех, на ком держится Святая Русь. Много горя обрушилось на Россию после революции 1917 года. Оскудела в сердцах любовь, усилилось разобщение людей, каждый стал сам за себя. А отец Алексий принимал всех, молился за всех, и никто не уходил от него без духовной помощи и утешения.
«Милующая любовь» – вот что привлекало к нему толпы богомольцев со всей Москвы и из многих других городов России. Как раненые птенцы стремятся под крыло матери, так притекали люди со слезами и просьбами в маленький храм святителя Николая на Маросейке.
Истово и долго проходили там службы, к батюшке шли длинные вереницы исповедников, громко и подробно совершалось поминовение усопших, возносились горячие молитвы о выздоровлении больных. И еще много людей после службы ожидало личного приема у отца Алексия. Невысокого роста, слабого здоровья, он со всею доброю совестью нёс свое нелёгкое пастырское служение.
Однажды прибыл в храм игумен Феодосий, настоятель скита в Оптиной Пустыни, и с изумлением сказал отцу Алексию: «Да на всё это дело, которое вы делаете один, у нас в Оптиной несколько человек понадобилось бы. Одному это сверх сил. Господь вам помогает».
Верные чада старательно записывали духовные наставления любимого старца, хранили их в записях и спустя много лет после его смерти сумели издать книжечки, в которых запечатлен светлый образ наставника и его практические советы прихожанам. Одна из них называется «Советы девушке христианке», однако она полезна не только молодым девушкам, но и всем православным христианам, ищущим спасения. Приведем из нее краткие выдержки...
КАК ДОСТИЧЬ СМИРЕНИЯ?
Чаще входи в себя, считай себя хуже всех. В какой бы грех ты ни впал, кайся, и Господь примет тебя с распростертыми объятиями. Хочешь раздражиться, отомстить или другое что худое сделать, скорее смирись. Будь во всем как дитя: и в вопросах веры, и в вопросах жизни. Хочешь жить духовной жизнью — постоянно следи за собой. Каждый вечер просматривай, что сделала хорошего и что плохого. За хорошее благодари Бога, а в плохом кайся.
Когда тебя хвалят, а ты замечаешь за собой разные недостатки, то эти похвалы должны ножом резать по сердцу и возбуждать стремление к исправлению. Постясь телесно, постись и духовно, не дерзи никому, а особенно старшим. Этот пост будет выше телесного. В еде надо быть умереннее, а то чревоугодие вредит пищеварению. Даже воды нужно употребл*ть умеренное количество.
Трудись над воспитанием своих младших братьев и сестер; влияй на них своим примером и помни, что если в тебе есть какие недостатки, они их легко могут перенять. А Господь потом потребует отчета в этом деле. Делать добро есть наш долг.
Непосильных подвигов брать на себя не должно, но если на что решилась, то должна исполнять во что бы то ни стало. В противном случае раз не исполнишь, другой, третий, а там будешь думать, зачем ты и делала это, так как это совершенно напрасно. Будь стойкой во всём добром, без этого невозможно возрастание духовное.
Построже, построже будь в духовном посте; учись владеть собой, смиряйся, будь кроткой. Когда видишь вокруг себя что-нибудь нехорошее, посмотри сейчас же на себя — не ты ли этому причина?
Мы должны спасать себя и других. Строже следить за собой, а к другим быть снисходительнее, изучать их, чтобы относиться к ним так, как требует того их положение, характер, настроение. Например, нельзя требовать спокойствия и деликатности от необразованного, нер
КАК ЧИТАТЬ ЕВАНГЕЛИЕ?
Перед чтением Евангелия перекрестись и скажи: «Господи, вразуми меня, дай мне понять, что тут есть». И после этого бывает, что нечаянно находит как бы какое осенение, и тогда начинаешь глубже понимать смысл того или другого стиха. Вот тогда надо взять и записать эти мысли.
Евангелие надо читать внимательно и подходить к чтению с молитвенным настроением. Никогда не обращайся с Евангелием как с гадательной книгой; а если явятся какие-нибудь важные вопросы, лучше посоветуйся с более сведущими людьми. Так как молитва «Отче наш» есть сокращенное Евангелие, то и к ней подходить нужно с должным приготовлением.
КАК ГОТОВИТЬСЯ К ИСПОВЕДИ?
Относительно письменной исповеди скажу так. Недостаточно перечислить все грехи — и конец, и ничего не получилось. Нужно, чтобы грех тебе опротивел, чтобы всё это перегорело внутри. Чтобы в сердце горько было, когда начнёшь вспоминать о содеянном. И вот тогда-то уж грех будет противен, и ты уже не вернешься к нему, а иначе тут же опять за то же возьмешься.
— А если не запишешь и какой грех забудешь сказать?
– А если что больно, того никогда не забудешь. Где у меня болит, тут я и укажу.
— Очень много вижу в себе гадкого...
— А вот жизнь нам для того и дана, чтобы всё это из себя выгнать.
– Батюшка, я хотела сегодня не причащаться...
— Почему же? Ты ведь исповедалась.
— Я очень нехорошая, сердце не чисто.
— А когда оно у тебя будет чисто-то? Мало молилась, наверно. Гнать надо нехорошие мысли. Если появятся маловерные помыслы, особенно перед причащением, скажи сейчас же: «Верую, Господи, помоги моему неверию». Во всём надо так поступать: вот что-нибудь нужно сделать — сейчас вспомни, как бы тут поступил Иисус Христос. Пусть это будет для тебя руководством во всём. Так постепенно всё нехорошее, греховное будет отступать от тебя.
КАК ОТНОСИТЬСЯ К ЛЮДЯМ?
Не надо осуждать других. Ничего не благословляю говорить о других такого, что может о них распустить нехорошую молву; а говорить назидательное, полезное – наш долг. Если бы так легко было спасаться, то мы все давно были бы святыми.
Человек, истинно любящий, забывает себя совершенно. Забывает, что он существует, он думает только о том, как бы другого спасти. Надо стараться, чтобы не только действиями, но даже и словами никого не соблазнять. К родителям, если есть у них какие недостатки, надо относиться снисходительнее.
В чужом доме, если подадут скоромное в постный день, не надо пренебрегать и отказываться. А дома можно восполнить этот пробел усилением телесного поста, а главное – духовного, то есть не раздражаться, не осуждать и прочее.
Ты живешь больше умом и мыслью, а сердце развито плохо, нужно развивать его: чаще представляй себя на месте других. К окружающим мы должны относиться со всяким вниманием, а не небрежно, тогда и Господь, видя это, нам окажет внимание.
Всегда надо говорить правду, а если тебя принуждают сказать ложь, то надо поговорить с человеком и повернуть дело так, чтобы спасти того, кто заблуждается, заставляя это делать. Например, я никогда не лгал и лгать не буду. А если тебе так нужно, то я, пожалуй, сделаю это, только если ты возьмешь это на себя.
И не смей, не смей гордиться собой! Гордиться-то нечем! Сотую долю грехов видишь за собой, а девяносто девять не видишь. Знаешь, кто много о себе думает, тот, значит, нехорошо живет. Если кто-нибудь будет говорить о других плохо, да еще в церкви, нужно просто ответить, что я, мол, сама грешная. Что мне еще на других смотреть? В церковь мы ходим не для разговоров. Вообще в храме подальше становись от тех, кто любит разговаривать. Если кто при тебе начнёт говорить или спрашивать о чём,— скажи на меня и ничего им не отвечай.
КАК УСТАНОВИТЬ ПОРЯДОК В ЖИЗНИ?
Поставь строгий порядок у себя во всём: в такое-то время – заниматься, в такое-то – читать и т.д. Если нужно куда пойти — отчего же не пойти? Почитать – отчего не почитать? А так — чтобы всё было по порядку, и для еды должно быть определенное время, и для сна.
То, за что взялся, нужно делать, во что бы то ни стало. Как проснёшься, сейчас же вставай, не накрывайся одеялом. Спать рекомендуется 6-7 часов в сутки. Если ты поздно пришла, и тебе хочется поесть, то, конечно, ешь, сколько тебе надо. Но в пище надо быть умереннее. Если лишнее поела — значит, нет у тебя никакой разумности. Ведь даже лишняя чашка воды может нас возбуждать и отвлекать от молитвы. С мамой будь хорошая, с сёстрами не ссорься, тётю не обижай. Ну, вот пока и будет с тебя, а потом мы ещё что-нибудь возьмем.
У меня тут был один немец, а у немцев, знаешь, какой порядок во всем? Так вот он и рассказывал. Однажды пришли к нему гости. А в его доме было заведено так, что в десять часов вечера все должны быть по местам, и все ложатся спать. Вот подходит время, он и объявляет гостям, что через десять минут свет будет потушен. Все подумали, что он шутит, и не обратили внимания. Вдруг смотрят: стало темно. Я его спрашиваю: «А как же гости-то?» — «А как хотят». Видишь, есть чему поучиться.
(...Позднее я и сама обратила внимание: строгий, раз и навсегда установленный порядок жизни держали все монастыри и все святые подвижники, с древнейших времен и до новых. И батюшка Алексий тоже находил в этом что-то очень нужное, необходимое для спасения души.
Я жила в семье, и мне никто не препятствовал молиться, ходить в церковь, но я не умела уложить себя в какие-то рамки, не умела установить этого порядка. Встречные препятствия постоянно заставляли отступать. А главное — я сама не видела в этом установлении чего-то необходимого.
В то же время мне хотелось, чтобы батюшка дал мне какое-либо дело, чтобы мне нести какой-то внешний «подвиг», и просила его об этом. Сначала он ничего не ответил, а когда спрашивал, установила ли я у себя в жизни порядок, отвечала, что никак не получается. Он молча выслушивал, никогда не упрекал, а на просьбу дать мне «подвиг» ласково заметил: «Да вот я тебе говорю — установи порядок, а ты мне всё говоришь, что я не могу».
Только тогда открылись у меня глаза, и я увидела в своём лёгком отношении к слову батюшки непослушание, несерьёзность. Не придавала я особого значения простому и, казалось бы, вскользь сказанному, «странному» требованию порядка. Он же, оказывается, смотрел на это как на своего рода подвиг для моего характера. И не раз потом напоминал: «Порядок в жизни установи непременно»).
КАК ПРИОБРЕСТИ ЛЮБОВЬ К БОГУ?
Чаще надо вспоминать, что сделал для нас Господь и что продолжает делать. Все духовные и житейские дела надо освящать Христом, для этого дана нам молитва Иисусова. Как хорошо и радостно, когда солнышко светит! Точно так же хорошо и радостно будет у тебя на душе, когда Господь будет освящать всё твоё сердце.
Он всегда смотрит на нас, Он всё знает, так как же мы поступим против Него?! Знаешь свой долг — читать Иисусову молитву, и нужно исполнять его спокойно и твёрдо. Как о любимом предмете всегда человек думает, так и о Господе должен думать и носить Его в своём сердце.
— Батюшка, иногда всей душой жаждешь соединения с Господом в таинстве святого причащения, но останавливает мысль, что недавно причащалась...
— Если пришло такое горячее желание, значит, Господь касается твоего сердца, и тут уж все рассуждения неуместны.
— Часто бывает хорошо, и прямо идешь к причастию, а потом вдруг исчезает такое настроение, и никак не попадешь на него.
— Ну, хорошо, хорошо... Значит, и заснёшь под это «хорошо».
(Под понятием «заснёшь» батюшка всегда имел в виду потерю трезвения и духовного бодрствования, внимания к себе. Однажды за всенощной буря противоположных мыслей волновала всё моё существо. Подхожу к праздничной иконе, батюшка помазывает елеем, вглядывается мне в лицо и шёпотом, неуверенно спрашивает: «Спишь никак?»)
КАК ДЕРЖАТЬСЯ ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНЫ?
— Батюшка, научите, как держаться золотой середины, чтобы не быть угрюмой и излишне весёлой?
— Когда видишь, что около тебя человек унывает, тогда надо взять себя в руки, быть весёлой, приветливой и ободрить другого. А если всё идет гладко, то надо говорить о серьёзном, а не болтать попусту. Вообще надо больше заботиться о пользе других и делать всё им на пользу. И не только свои дела так располагать, но и слова. Прежде чем что сказать, нужно помедлить, подумать. Христа можно вспомнить, как бы Он тут поступил. И после этого как совесть твоя говорит, так и делать. Вот и будет тебе золотая середина.
— Порой унываю, батюшка...
— Унывать не надо. Вспомни, как говорится в Псалтири: «уны во мне дух мой». А дальше: «помянух дни древнии, поучихся». Вот и ты вспомни всё и утешься. Молю тебя, ради Бога, следи за собой, будь внимательна. Царствие Небесное нудится, и только употребл*ющие усилия восхищают его, а ты палец о палец не ударишь. Если отца духовного не слушаешься — значит, нет у тебя преданности к Богу.
— Батюшка, иногда бывает так тяжело на душе, так тяжело, что хочется пойти к кому-нибудь и поплакать...
— Нет уж! У тебя есть отец Алексий, вот ты мне и вали всё, а другим не надо. А мысли нехорошие гони прочь, какие появятся, тащи их за ушко, да на солнышко. (Тут батюшка потянул меня за ухо). Молись чисто, по-детски, с твердой верой и упованием.
| |
Рейтинг: 12 | Священник Алексий Мечев. («Советы девушке христианке», М., «Новая книга», 1996) 30.06.2017 |
Скажу лишь одно, что без веры в победу, без искренности и твердости, уверенности, настойчивости любую болезнь одолеть невозможно. Соберитесь духом, станьте сильнее, одолейте боль и вы будете победителем! Обязательно будете! Не надо хныкать и плакать лёжа в постели. Вперёд и только вперёд!