Самарские производители с надеждой восприняли инициативу Дмитрия Азарова о поддержке регионального пищепрома
На этой неделе, а именно 14 ноября, стало известно, что ФАС России выдала врио губернатора Самарской области Дмитрию Азарову предостережение с формулировкой «о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства». При этом ведомство ссылается на октябрьскую статью информагентства «Интерфакс», в которой сообщается, что «руководство области планирует повлиять на работу ритейлеров в части формирования торговыми сетями ассортимента реализуемых товаров».
ФАС отмечает, что «такие действия главы региона могут привести к необоснованному ограничению либо препятствованию деятельности производителей из других субъектов РФ». В пресс-службе ФАС России сообщили, что за первое полугодие 2017 года ведомством было вынесено 43 предостережения о недопустимости действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, за 2016 год - 90. «Предостережения выносились разным должным лицам как госорганов, так и коммерческих организаций в связи с характером публичных заявлений в СМИ. Предостережение является превентивной мерой», - отметили в ФАС и пояснили, что жалоб на действия Дмитрия Азарова не поступало, и инициатива выдать предостережение принадлежит самому ведомству.
Дмитрий Азаров, комментируя предостережение, обещал внимательно изучить, что именно насторожило ФАС. «Но моя задача как главы региона - в том, чтобы все предприятия, которые есть в Самарской области, работали. Чтобы мы производили как можно больше продукции, а это, естественно, возможно только в одном случае - если будут появляться новые рабочие места, в том числе высокопроизводительные. Я сделаю все, чтобы именно продукция самарских предприятий была конкурентоспособна», - отметил он.
Игра по правилам и без
Тем временем многие самарские производители продуктов с одобрением встретили инициативу главы региона о поддержке самарского пищепрома. Сегодня они открыто говорят о серьезных проблемах и препятствиях, с которыми они сталкиваются, пытаясь реализовать свой товар через сетевые магазины. Так, гендиректор ООО «Георгиевский хлебозавод» Петр Ковалев отмечает, что в «сетевом» договоре для производителя как правило прописаны жесткие условия - с миллионными штрафами за несвоевременную поставку, несоблюдение температурного режима в машине и т.п.
«Мы, как производители, опасаемся понести убытки: например, в магазине нашу продукцию сначала задвинут на дальнюю полку, или вернут из-за несоблюдения какого-то параметра типа отклонения температуры в машине на 1 градус, - говорит он, подчеркивая, что задачу обеспечить равные условия доступа к реализации может решить только государство, в том числе региональные власти. - Действенным инструментом поддержки для местного производителя может стать помощь в получении альтернативных рынков сбыта, организации торговых точек, ярмарок с доступными для производителей условиями. Тогда необходимости захода в торговые сети не будет».
Владелец сыроварни «Андреев сыр» Андрей Замыцкий с одобрением отнесся к инициативе главы региона о поддержке местных производителей. Он отметил, что требования торговых сетей для малого бизнеса невыполнимы: «Во-первых, это отсрочка платежа минимум на 30 дней. Во-вторых — полный возврат продукции по истечении срока годности - то есть менеджер сети может заказать 100 кг скоропортящегося товара без учета реального спроса, мы его поставим, а потом нам его вернут назад. В-третьих, практически везде требуется неофициально заплатить входной бонус до 300 рублей за каждую позицию в каждом магазине. Все это реально только для крупных производителей. На «фермерских» рынках реализовать товар также невозможно — там все заполнено дешевыми белорусскими сырами, изготовленными из непонятного сырья, с огромным сроком годности. Такая недобросовестная конкуренция сбивает покупателя с толку. Без помощи властей эти вопросы не решить».
Директор группы компаний «Самарские овощи» Владимир Денисов полностью согласен со словами Дмитрия Азарова о том, что поддержка местных производителей должна быть направлена на развитие конкуренции. «Нужно выращивать своего производителя, дать ему возможность поднять качество до конкурентоспособного уровня», - подчеркнул он.
По словам директора АО «Красноярское молоко» (ТМ «Красава») Романа Муковнина, серьезной проблемой является присутствие на полках магазинов дешевой низкокачественной продукции. «Наша главная просьба ко всем органам власти - обеспечить одинаковые для всех правила игры. Если есть законы о санитарном состоянии продукции, о ее составе, то их нужно исполнять, а некачественную продукцию в продажу допускать нельзя. Недобросовестная конкуренция серьезно мешает развитию местного производителя», - говорит он.
Сами-то мы местные
В региональном экономическом «пироге» предприятия МСБ составляют весомый «кусок», обеспечивая область рабочими местами и налогами: по данным областного Минэкономразвития, на предприятиях МСБ работает 391 тыс. жителей региона - а это 37% от общей численности работающих. За год налоговые поступления от МСБ выросли на 12,6%, то есть на 586,8 млн рублей, и составили почти 5,3 млрд рублей. И понятно, что развитое производство продуктов питания - неотъемлемая составляющая продовольственной безопасности любого региона. Поэтому поддержка местного производителя продуктов питания - мера закономерная, логичная и необходимая.
По данным областного Минсельхоза, губерния в полном объеме обеспечена собственной мукой, хлебом, растительным маслом, почти на 90% овощами и картофелем. Обеспеченность по мясу и мясопродуктам - 53,1%, по молоку и молокопродуктам - 55,7%. Однако продукцию мало произвести - ее нужно продать, если хотите - подать на стол жителям области. В то же время для многих самарских производителей присутствие их продукции в торговых сетях - вопрос выживания. И выдержать конкуренцию за место на полках с крупными производителями федерального масштаба, а уж тем более с теми, кто выпускает дешевый, но низкокачественный товар, местным «кормильцам» без поддержки местных же властей просто невозможно, ведь именно на этом этапе возникают немалые сложности.
Врио вице-губернатора - министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Александр Кобенко перечислил эти самые сложности: слабая логистика, несоблюдение периодичности поставок, доставка без соблюдения температурного режима, малые объемы товарных партий и мелкая расфасовка, нестабильное качество продукции и неизвестность местных брендов. «Работа правительства Самарской области не нацелена на создание дискриминационных условий для поставщиков из других регионов, в том числе с использованием административного ресурса. Задача органов власти - в содействии увеличению реализации качественной продукции по приемлемой цене, в том числе продукции местных поставщиков и сельхозтоваропроизводителей в розничных торговых сетях», - подчеркнул Кобенко.
Чем же региональные власти хотят и могут помочь местному производителю? Развитием сельхозярмарок, например, которых сегодня насчитывается более 140. А еще агропромпарков, где производители смогут хранить, сортировать, фасовать и упаковывать продукцию, наносить штрих-коды - и это как раз то, что нужно сетевикам. Здесь же будут формироваться и отгружаться мультипродуктовые партии для оптовой и розничной торговли, что позволит оптимизировать логистические затраты производителей.
Для повышения качества местной продукции предусмотрены субсидии от 25 до 50% затрат на строительство, реконструкцию и оснащение овоще-картофелехранилищ, молокоприемных и скотоубойных пунктов, приобретение перерабатывающего оборудования, включая холодильное и упаковочное. «В ходе этой работы министерство тесно взаимодействует с ассоциацией фермерских хозяйств, что позволяет формировать крупные партии продукции, которая надлежащим образом расфасована, упакована и маркирована штрихкодированием», - отмечает врио министра сельского хозяйства и продовольствия региона Алексей Попов.
Для местных производителей вопрос присутствия их продукции в торговых сетях зачастую - вопрос выживания. Поэтому хлебопеки и сыровары, «мясники» и овощеводы губернии с надеждой ждут реализации инициативы главы региона о повышении востребованности самарской продукции.