Ее имя впору заносить в Книгу рекордов Гиннесса - во МХАТе имени Горького она совмещает аж четыре должности: художественного руководителя, директора, режиссера и ведущей актрисы. И это почти в 85 лет!
НЕСЧАСТНОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ ТАЛАНТА
Говорят, как корабль назовешь, так он и поплывет. Верно говорят! Свою младшую дочь ее родители назвали Татьяной и тем определили ее судьбу: имя римского происхождения означает “повелительница”. Она действительно всю жизнь повелевает всеми, кто встречается на ее пути. Актер Борис Химичев, четвертый муж Дорониной, как-то сказал, что она и не женщина вовсе, а линкор, который движется к своей цели, невзирая ни на что. Наверное, если бы Татьяну Васильевну спросили напрямик, что же это за цель, на пути к которой она не останавливается ни перед чем, она бы ответила - служение искусству.
И не покривила бы душой: она и в самом деле служит искусству, жертвуя и собой, и другими. “Ее характер, - считает драматург, историк и третий муж Дорониной Эдвард Радзинский, - это несчастное продолжение таланта. Как она жила? Каждый день, кроме воскресенья, уходила в театр. Утром — репетиции, вечером - спектакли. В перерывах она не уходила домой, а спала в гримуборной. Когда в театре были выходные, Таня ехала на студию на съемки”. Их брак продержится почти восемь лет, вслед за Радзинским она уедет из Ленинграда, предав родной Большой драматический театр и Георгия Товстоногова, который “строил” на нее репертуар. Но в Москву она уедет не ради любимого - столичного масштаба потребуют ее талант и амбиции.
Сначала Доронина станет ведущей актрисой МХАТа, который в то время уже возглавлял Олег Ефремов. Потом, поссорившись с ним, переберется в Театр имени Маяковского - но, опять же после конфликта с худруком Андреем Гончаровым, вернется во МХАТ. Ее позовет Ефремов, который тогда и представить не мог, каким боком выйдет ему это кадровое решение.
“ЖЕНСКИЙ” МХАТ
Именно Олег Ефремов окажется единственным мужчиной, который не подпадет под ее власть. Однако месть актрисы станет посерьезней любовных разборок. Второй раз Доронина пришла во МХАТ в 1983 году. Уже отшумел их бурный роман с Ефремовым, начавшийся в кабине такси во время съемок фильма “Три тополя на Плющихе”.
Следом герой Ефремова будет любить героиню Дорониной в картине “Еще раз про любовь”, на этот раз без взаимности - но это только на экране.
Ефремов никогда не скрывал, что не может играть любовь, если не влюблен в актрису. Доронина была ему верной соратницей, и не только в кино, но и в театре они сыграли вместе множество пылких историй. Однако к 1983 году страсть утихла, Доронина была нужна Ефремову совсем в другом качестве. Дело в том, что в прелестную актрису были влюблены тогдашние министр культуры Петр Демичев и первый секретарь Московского горкома партии Виктор Гришин.
Стоило Дорониной появиться в их кабинетах, как любой вопрос решался моментально. В знак благодарности Ефремов обещал Татьяне роль Анны Карениной. Но, как это часто с ним случалось, обещание свое не сдержал и вообще перестал давать ей новые роли. И при этом не разрешал играть в других театрах. Как будто Дорониной можно что-то запретить!
А тут началась заваруха во МХАТе, к которой Ефремов шел с первого дня своего появления в главном драмтеатре страны. Ему не нужна была труппа в сто человек, значительную часть которой составляли актеры пенсионного возраста. Ефремов вообще за лесом деревьев не видел. Не все поддержали решение худрука о сокращении труппы, и те, кто оказался в оппозиции, единогласно выбрали своим лидером Доронину.
Она к тому времени окончила режиссерские курсы и была счастлива возглавить “женскую”, как тогда говорили, часть МХАТа. И она возглавила - МХАТ имени Горького, которым руководит с 1987 года. Театр стал для нее не только местом службы искусству, но и домом, заменив семью.
НЕ ЛЕТАЛИ ТОЛЬКО КНИГИ
С Олегом Басилашвили они вместе учились в Школе-студии МХАТ. После окончания вместе отправились по распределению в Волгоградский драмтеатр, который облегченно вздохнул, когда амбициозная парочка уехала в Ленинград. Георгий Товстоногов пригласил в БДТ Доронину, но она поставила условие, что поедет только с мужем, которому сразу же дадут главные роли в лучших спектаклях.
И Товстоногов согласился. Но брак все равно распался. Одни говорили - потому что Татьяна избавилась от беременности вопреки воле мужа. Другие уверяли, что она не простила Басилашвили интрижку с партнершей во время съемок фильма “Невеста”. По признанию Олега Валерьяновича, когда Татьяна объявила о разводе, он вздохнул с облегчением.
Театральный критик Анатолий Юфит увидел Доронину на сцене и влюбился без памяти. Они прожили вместе в браке три года, а потом развелись тихо и безболезненно для обеих сторон.
Эдвард Радзинский покорил Татьяну талантом, образованностью и пылкостью чувств. Они четыре года жили вместе в Ленинграде, потом еще несколько лет - в Москве. Но и на этот раз семья не получилась.
С Борисом Химичевым они встретились на пробах к фильму “Еще раз про любовь” по пьесе Радзинского. Режиссер Георгий Натансон в роли Электрона Евдокимова видел именно Химичева, но Доронина встретила будущего партнера с таким высокомерием, что Химичев от роли отказался. Через пять лет судьба опять их свела, на этот раз в труппе Маяковки. Сначала они любили друг друга на сцене, потом — в жизни. Брак был непростой. Борис Петрович никогда не был уверен, что Татьяна любит его. Но ревновала она отчаянно и скандалить умела мастерски. Химичев рассказывал: “Меня как-то спросили, могла ли Доронина в пылу семейного скандала чем-то в меня бросить. Отвечаю: могла! Много чего за те десять лет, что мы прожили вместе, в воздухе летало и, случалось, достигало цели, кроме книг. Книги она жалела”. Два раза судьба подводила ее к материнству, но оба раза она выбирала театр.
ПОСЛЕДНИЙ СЦЕНАРИЙ
Последней страницей в семейной саге Татьяны Дорониной стал брак с чиновником Главного управления нефтепромышленности Робертом Тохненко, соседом по даче. Тохненко был так очарован великой актрисой, что забросил карьеру и стал служить жене верой и правдой. Но она этой жертвы не оценила - через три года Тохненко получил отставку. Это случилось в 1985-м. В ее душе уже бушевали режиссерские амбиции, и недалек был день, когда они реализовались. Муж, семья никак не вписывались в этот сценарий.
После 1987 года, когда она возглавила МХАТ имени Горького, Доронина не снялась ни в одном фильме. Более того, не позволяет сниматься и своим артистам. Ее театр словно остановился в том времени, когда им руководил Немирович-Данченко. У труппы есть свои поклонники, но их с каждым годом все меньше - уходят приверженцы старой театральной школы. Про саму Татьяну Васильевну ползут невероятные слухи: то о ее пристрастии к алкоголю, то - к молодым актерам, которых она “назначает” звездами своего театра. Говорят, она давно отошла от руководства и правят бал люди, далекие от театра. Она все еще играет Вассу Железнову, но в то, что эта женщина - акула капитализма, уже не верится. Со сцены нужно уходить вовремя. Даже повелительницам.
Вера Викторова http://www.s-info.ru/