Глас православия
| |
«Духовный облик Императора Николая II» | |
Недавно вышла в свет замечательная книга «Царь и Россия. Размышления о Государе Императоре Николае II» (М., «Отчий дом», 2017. Сост. Петр БЕЛОУСОВ). Она представляет собой сборник статей, авторы которых на основе фактов и личных воспоминаний свидетельствуют о царствовании последнего Российского Императора и его духовном значении в дальнейших судьбах России.
В книгу вошли документальные очерки русских публицистов, государственных и военных деятелей, вышедшие в свет в Русском Зарубежье в 1920-1950-х годах. Они убедительно разоблачают чудовищную ложь, созданную вокруг Государя и его семьи. Мифы о «слабовольном», «неумном», «кровавом» Царе, сплетенные на основе клеветнических измышлений в начале XX века, до сих пор глубоко внедрены в сознание русских людей. Одна из целей издания – обличить ложь и восстановить правду.
Сегодня мы предлагаем читателям один из очерков, вошедших в книгу,— «Духовный облик Императора Николая II». Автор его —генерал-лейтенант Николай Михайлович ТИХМЕНЕВ (1872-1954). В годы Первой мировой войны он находился в Ставке Верховного главнокомандующего и занимал должность начальника военных сообщений на театре военных действий. В течение двух лет он близко знал и наблюдал Государя, тем более ценны его воспоминания о нем. В годы гражданской войны Тихменев был одним из близких сотрудников генерала ДЕНИКИНА, потом эмигрировал в Париж, прожил там более четверти века, был председателем Союза ревнителей памяти Императора Николая II. Этому делу он отдавал душу и сердце, выступал с публичными докладами, восстанавливал правду о прошлом, защищал светлое имя Царя:
«Чем дальше идет время, тем резче выступает на фоне тьмы, покрывшей Россию, осиянный лучезарным светом облик Государя Императора Николая Второго. В совести народной он уже канонизирован во святых, ему уже служат молебны, но задача исторического исследования далеко не окончена. Надо, чтобы знали все, что заслуживает убитый Царь восхваления и канонизации не только за подвиг смерти, но и за подвиг жизни.
Чтобы ярче выявить черты духовного облика Государя, приведу некоторые из принадлежащих ему фраз. В марте 1917г., в трагический час прощания с личным составом Штаба армии, Государь сказал: «Сегодня я вижу вас в последний раз. Такова воля Божия и следствие моего решения». Это подлинные слова его речи, которые врезались в мою память. Дальше он требовал от нас подчинения Временному правительству и доведения войны до победы.
Общеизвестны другие его слова: «Нет такой жертвы, которую я не принес бы для блага России. Если России нужна искупительная жертва, я буду этой жертвой».
Итак, «такова воля Божия». Вот эта преданность воле Божией, горячая и глубокая вера в Бога, искренняя религиозность — есть главное свойство духовного облика Государя. Это не было внешнее благочестие, обязательное для русского православного Царя. Нет, этим он никогда «не играл», а верил всем сердцем.
Откуда, из каких тайников его души эта вера? Кто знает? Быть может, осенила она его тогда, когда 12-летним мальчиком стоял он в углу той комнаты Зимнего дворца, в которой на его глазах умирал истекавший кровью, пораженный бомбой цареубийцы его дед, Император Александр II. Может быть, тогда, когда он, юношей, чудом спасся от покушения на его жизнь фанатика-японца? А может, дар веры был вложен в его душу от рождения? Одно можно сказать: он верил всю жизнь.
Надо было видеть, как он молился в церкви, а в Ставке я это видел не раз; видно было по его лицу, по тому, как стоял он неподвижно, что молитва и богослужение владели им всецело. Когда при открытии 1-й Думы говорил он собравшимся в Зимнем Дворце членам Думы и Государственного Совета: «Бог в помощь вам и мне», — не пустые это были слова. И не для вида долго молился он в Петропавловском соборе у могилы отца перед открытием Думы. Не для красоты речи сказал он курским старшинам в 1902 году, что надо жить по заповедям Божиим. Его благословение иконами войск, идущих на войну, было подлинным призывом к милости Божией этим людям, обреченным на смерть.
Министр САЗОНОВ свидетельствует, что когда он в 1912г. в Спале спросил о здоровье Наследника, тогда опасно больного и положение которого казалось врачам безнадежным, то Государь ответил: «Надеемся на Бога». «В этих словах не было ни тени условности и фальши, — замечает Сазонов, — звучали они просто и правдиво».
«Дело постройки церквей в Сибири особенно близко моему сердцу. Желаю, чтобы при каждой церкви была школа», — написал он на представленном ему докладе, как свидетельствует об этом начальник Переселенческого управления, сенатор ГЛИНКА.
Глубокий религиозный смысл чудного чина коронования был им воспринят как венчание с Россией, как обречение его Господом Богом на тяжкий путь служения Родине до конца дней своих. И много, много можно привести примеров той высокой религиозной устремленности, которая жила в душе Государя.
Этот же высокий христианский дух был в высшей степени присущ и Государыне. Немка по рождению, англичанка по воспитанию, протестантка по вероисповеданию, она сделалась подлинно русской православной Царицей. И оба они вместе так же воспитали и детей. Поистине неисповедимы судьбы Божии. И если убиенному Государю суждено было от Бога быть искупительной жертвой за грехи русские, и если Господь послал ему счастье веры, облегчавшей несение креста, то, быть может, так же свыше дано было ему и предзнаменование, готовившее его к смертному подвигу. «Я родился в день Иова Многострадального», — Царь говорил это не раз, и всегда чувствовалась в нем некая обреченность, но это не мешало ему нести бремя правления. Лишь строже и вдумчивее относился он к своему служению России — служению «до гробовой доски».
Эти слова написал он в солдатской личной книжке-билете, которая была ему представлена вместе с солдатской формой, винтовкой и снаряжением полного походного веса. В этом снаряжении он совершил несколько часовой переход в окрестностях Ливадии.
Служение России требовало решений, и в своем слове он был тверд. В той кампании клеветы и злобы, которая велась против Царя обществом и революционерами-интернационалистами, было принято выставлять его как слабого, ничтожного и безвольного человека.
Нет ничего более ошибочного, чем это суждение. Да, Государь не обладал резкостью, грубостью, напором, которые часто принимаются за проявление характера и воли. Но при видимой мягкости и отличной благовоспитанности он обладал волей — упорной и неломающейся.
Удивительно, что иностранцы понимали его лучше русских. Вот какой отзыв оставил о нем президент Франции ЛУБЭ, старый, умудренный опытом государственный деятель: «О Русском Императоре говорят, что он доступен разным влияниям. Это глубоко неверно. Он сам проводит свои идеи. Он защищает их с постоянством и большой силой. У него есть зрело продуманные и тщательно выработанные планы.
Над осуществлением их он трудится постоянно. Иной раз кажется, что что-либо забыто. Но он все помнит. Под личиной робости Царь имеет сильную душу и мужественное сердце, непоколебимо верное. Он знает, куда идет и чего хочет».
•••
А что же русское общество? Оно умело лишь раздражаться на решения Государя и считать их упрямством «маленького армейского полковника». Свой характер, мягкое упорство, пружинистость воли показал он еще в юных летах, не уступив в вопросе женитьбы столь «грозному» отцу, каким был Александр III, и своей матери. Он полюбил на всю жизнь принцессу Алису, которую родители не хотели видеть женой своего сына, предлагая ему других невест. Он не уступил.
Достаточно вспомнить несколько главных событий его царствования, чтобы утверждать о силе его настойчивости. Он выслушивал все мнения, но решения принимал сам. На самой заре правления, в 1896г., когда обстановка казалась благоприятной для захвата Босфора и разрешения вековечной русской мечты. На Государя было произведено сильнейшее давление и нашей дипломатией, и военным министерством. Но это грозило европейской войной, что было ясно Государю, и он отказал.
Когда мирные переговоры с японцами в 1905г. зашли в тупик и казались неизбежными унизительные уступки, Царь заявил: «Я никогда не заключу позорного и недостойного великой России мира», — и продолжал усиливать армию в Маньчжурии. И японские уполномоченные сдали.
•••
Главными целями внутренней политики Государя со дня его воцарения были Сибирь, Дальний Восток и улучшение экономического положения деревни. Одним из способов решения крестьянского вопроса было переселение народа на широкие просторы Сибири. Однако Государь встретил тут сильнейшие возражения. Тем не менее, в 1895г., через год по воцарении, он дал приказание об организации дела. Сложнейшая задача была выполнена блестяще, и к 1911г. население Азиатской России выросло с 10 до 20 млн. человек. Так число русских там стало превышать число инородцев.
В период между Японской войной и войной 1914г. Россия сказочно развила свое экономическое благосостояние. Государственные бюджеты неизменно росли и покрывались без дефицитов, несмотря на постоянные увеличения расходов на оборону и производительные цели. Но в этих бюджетах было темное пятно: почти четверть доходов покрывалась поступлениями от винной монополии. Общественное мнение восставало против «пьяного бюджета». Государь болезненно воспринимал эту критику, сознавая ее справедливость и считая, что долг Царской власти — вступить в борьбу с народным пьянством.
Предлагались разные запретительные меры, но министр финансов В.Н.КОКОВЦЕВ не верил в них и не находил способов возмещения доходов от винной монополии из других источников. Государь высоко ценил заслуги министра по усовершенствованию государственного кредита России, но видел, что при нем нельзя приступить к коренным мерам борьбы с пьянством, и в январе 1914г. расстался с ним.
С началом войны Государь провел смелую реформу, близкую его сердцу, — продажа спиртных напитков была запрещена. Он заявил: «Я уже предрешил — навсегда запретить в России казённую продажу водки». Нигде еще не принималось такой радикальной меры борьбы с алкоголизмом. Это был опыт грандиозный и неслыханный! Америка встала на этот путь позже.
В заключение вспомним знаменитые слова СТОЛЫПИНА, сказанные в Думе: «Вам нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия». Он говорил так, потому что знал: за ним стоит негнущаяся воля Царя, которого ничем нельзя запугать».http://vestnik.otradny.net/
| |
Рейтинг: 19 | Подготовила Н.Васильева 24.01.2018 |
Скажу лишь одно, что без веры в победу, без искренности и твердости, уверенности, настойчивости любую болезнь одолеть невозможно. Соберитесь духом, станьте сильнее, одолейте боль и вы будете победителем! Обязательно будете! Не надо хныкать и плакать лёжа в постели. Вперёд и только вперёд!