«Будем жить,маэстро!». Звезда уличного театра.
Родился Леонид Быков 12 декабря 1928 года в селе Знаменском Славянского района Донецкой области. В 1930 году семья пере- ехала в Краматорск, поселившись в одном из живописных уголков города – поселке Прокатчиков. Отец Леонида, Федор Иванович, был рабочим металлургического завода им. Куйбышева. Он передал в наследство сыну кредо своей жизни: главное – быть человеком, человеком совести и чести.
Мама, Зинаида Панкратьевна, всю свою жизнь посвятила семье, воспитанию детей. Она очень любила кино, старалась не пропускать ни одного фильма. Зинаида Панкратьевна и ее сестра Мария поощряли детей и помогали им в организации их первых театров, инсценировок песен и сказок. Веранда дома Быковых в доме № 9 по улице Молотова и стала первой сценой будущего мастера. Самым главным на этой сцене был Леня Быков, и режиссер, и актер одновременно. Его первый помощник – сестра Луиза. Девочка была ответственной за костюмы, декорации и реквизит, которые готовили всей улицей. Она же обилечивала детей и взрослых. Причем существовало строгое правило: все зрители обязаны были прийти на спектакль в рубашках и брюках. Вечером на вырученные деньги детвора устраивала сладкий стол.
Душой и сердцем – в небе
В 1941 году семья Быковых вместе с сотрудниками Краматорского металлургического завода была эвакуирована в Барнаул. Через всю жизнь пронес Леонид глубокую благодарность алтайской земле, ее людям, которые в годы войны спасали и москвичей, и ленинградцев, и донбасских мальчишек.
Семью Быковых приютили Алябьевы. Спустя годы в знак благодарности этой семье Леонид Федорович дал летчику из Сибири фамилию Алябьев в своем фильме «В бой идут одни «старики». А первый тост, который произносил Быков, был «За Барнаул!».
Как и сотни других мальчишек, Леня мечтал стать летчиком. Он несколько раз пытался попасть на фронт. Приписав в документах лишний год к своим 15, поступил в летное училище. Но проучился недолго, поскольку был разоблачен, за обман посажен на гауптвахту и отчислен.
Потом была вторая попытка: в 1945 году он поступил в Ленинградскую спецшколу для летчиков. Однако вскоре его и из школы отчислили – из-за роста в 136 сантиметров… На этом летная карьера Леонида Быкова закончилась.
Мечта сбывается
Судьба уготовила нашему земляку другой путь: актера, режиссера, мастера. После освобождения Донбасса семья вернулась в родной дом. Леня увлекся мечтой стать артистом. Мама, сестра и тетя понимали, что его место – на театральной сцене. Да вот отец, Федор Иванович, в противовес всем заставил сына поступать в машиностроительный техникум, чтобы сын получил серьезную профессию. Там Леонид отучился два года, но мечту свою не оставил.
Он поехал в Киев, попробовал поступить в актерскую школу при Киевской киностудии, но неудачно. Вторая проба стала успешной – в 1947-м Быков поступил на актерский факультет Харьковского государственного театрального института, где учился с большим прилежанием и даже стал Сталинским стипендиатом. Когда Леонид был на четвертом курсе, его пригласили работать в Харьковский драмтеатр им. Шевченко. Нелегко было совмещать учебу и работу, но театр его пленил, а играл Быков просто, искренне и правдиво.
В 1952 году он сыграл первую роль в кино. Это был фильм режиссеров Исаака Шмарука и Виктора Ивченко «Судьба Марины». Леониду досталась эпизодическая роль простого деревенского паренька Сашко. В картине снимались звезды кино Николай Гриценко (еще один уроженец Донбасса), Борис Андреев, Михаил Кузнецов. В прокате картина произвела фурор, заняв второе место. Быкова заметили не только зрители, но и кинематографисты.
Народная любовь
В 1954 году режиссеры Александр Ивановский и Надежда Кошеверова пригласили Быкова на роль Пети Мокина в свою картину «Укротительница тигров». Фильм имел огромный успех у публики. С этого момента имя актера Леонида Быкова стало известно всем. Одновременно со съемками в «Укротительнице» на том же «Лен-фильме» Быков снимался в другой картине, где ему досталась уже главная роль. Это была лента Анатолия Граника «Максим Перепелица». Успех фильма в прокате был значительно ниже, чем у двух предыдущих, однако Быкову именно эта картина по-настоящему открыла двери в большой кинематограф и принесла зрительскую любовь.
После этого Быкова иначе как Максимом мало кто называл – актера отождествляли с его героем. Соглашаясь на новые предложения, он старался выбирать роли самого разного плана. По этому принципу снялся в фильмах «Чужая родня», «Дорогой мой человек», «Добровольцы», «Ссора в Лукашах», «Майские звезды». А потом решил вернуться домой, на Украину, поддавшись на уговоры руководства киностудии им. А. Довженко. Однако, вопреки обещаниям, долго оставался невостребованным, отказывался играть, по его меткому выражению, «в лживых и антихудожественных вещах». А вскоре решил снимать собственные фильмы.
«В бой идут одни «старики»
Быков часто вспоминал рассказ прославленного аса, дважды Героя Советского Союза Виталия Попкова о «поющей эскадрилье». Эту историю Леонид Федорович услышал в Венгрии, выступая перед советскими воинами. В эскадрилье сражались совсем юные летчики, почти мальчишки, но как сражались! 11 из 14 впоследствии стали Героями.
И была добрая и светлая память о войне, о тех, кто своей грудью заслонил от врага и его, Леньку Быкова. Так появился удивительный, героический и пронзительно щемящий фильм «В бой идут одни «старики», собравший за первые четыре месяца проката 60 миллионов зрителей – предел мечтаний многих именитых советских режиссеров.
Когда вскоре после премьеры Леонид Быков привез своих «Стариков» в Краматорск, в кинотеатре негде было яблоку упасть. Пришли и родные, и друзья, и одноклассники, и еще сотни людей. Зрители были потрясены талантом режиссера и актера, сумевшего так масштабно и в то же время романтично и одухотворенно, с чувством доброго юмора воспеть подвиг летчиков. Из кинозала нашего земляка в буквальном смысле вынесли на руках.
Последняя просьба
В 1975 году Быков приступил к съемкам новой картины, и темой ее вновь стала война. Фильм назывался «Аты-баты, шли солдаты…». В главных ролях в нем снялись Владимир Конкин и сам Леонид Быков (в роли ефрейтора Святкина). На эту роль пробовались многие актеры, но никто из них не подошел. И тогда коллеги Быкова заявили: «Леня, это же твоя роль. Неужели ты не видишь?»
Съемки проходили под Загорском в суровых условиях, в лютые морозы 1976-го. После этой работы Быков, вернувшись в Киев, слег со вторым инфарктом. Однако труд участников этой картины был оценен. Фильм стал новым триумфом актера и режиссера Леонида Быкова. В том же году ему была присуждена Государственная премия СССР.
Награды, конечно, радовали Леонида Федоровича, но душа его была неспокойна. Всеобщая лесть, угодничество не давали ему спокойно жить и работать, к тому же напоминали о себе проблемы с сердцем.
В начале 1979 года (по другой версии – на три года раньше, после перенесенной болезни. – Прим. авт.) Быков написал завещание на имя своих друзей: Николая Мащенко и Ивана Миколайчука. Попросил в случае смерти позаботиться о его семье, продать машину и так далее. В этом же письме Быков отдал распоряжение и насчет своих будущих похорон. Он хотел, чтобы его хоронили только друзья, без официальных лиц: «Пусть кто-то один скажет слово «прощай», и всё. Не надо цирка, называемого почестями. После этого «дерболызните», кто сколько может. А потом пусть 2-я эскадрилья врежет «Смуглянку» от начала и до конца…». Вскоре Леонид Быков ушел из жизни… На 47-м километре…
Это случилось 11 апреля 1979 года на 47-м километре трассы Киев – Минск. Он возвращался на своей «волге» с дачи под Киевом. Впереди него двигался трактор МТЗ-50 с мотокультиватором, и Быков решил обогнать сельхозтехнику.
Однако при обгоне произошло столкновение со встречным грузовиком ГАЗ-53. Удар пришелся в правую переднюю дверь. От последствий актера не спас даже ремень безопасности. По какому-то мистическому совпадению 34 года назад, тоже 11 апреля и тоже на 47-м километре, только другого шоссе, Прага – Братислава, погиб друг детства Быкова летчик Виктор Щедронов, прототип Смуглянки. Такое мистическое сходство даты и места гибели друзей многие сочли неслучайным, упорно пытаясь выяснить, что же на самом деле случилось с Маэстро: убийство, самоубийство, инфаркт или просто нелепая случайность.
Следствие установило, что у водителя грузовика не было шансов избежать аварии. При этом тормозной путь в 22 метра доказывает, что Быков не шел на столкновение умышленно, а до последнего боролся за жизнь. Леонид Федорович был трезв, но допустил оплошность, возможно из-за усталости. Инфаркта у него также не было, иначе он отпустил бы педаль тормоза. Не очень верится в версию самоубийства еще и потому, что в 1979 году режиссер был на пике творчества, работал над новой философской комедией «Пришелец». На момент смерти Леониду Быкову было 50 лет. Он похоронен на Байковом кладбище в Киеве.
Родился Леонид Быков 12 декабря 1928 года в селе Знаменском Славянского района Донецкой области. В 1930 году семья пере- ехала в Краматорск, поселившись в одном из живописных уголков города – поселке Прокатчиков. Отец Леонида, Федор Иванович, был рабочим металлургического завода им. Куйбышева. Он передал в наследство сыну кредо своей жизни: главное – быть человеком, человеком совести и чести.
Мама, Зинаида Панкратьевна, всю свою жизнь посвятила семье, воспитанию детей. Она очень любила кино, старалась не пропускать ни одного фильма. Зинаида Панкратьевна и ее сестра Мария поощряли детей и помогали им в организации их первых театров, инсценировок песен и сказок. Веранда дома Быковых в доме № 9 по улице Молотова и стала первой сценой будущего мастера. Самым главным на этой сцене был Леня Быков, и режиссер, и актер одновременно. Его первый помощник – сестра Луиза. Девочка была ответственной за костюмы, декорации и реквизит, которые готовили всей улицей. Она же обилечивала детей и взрослых. Причем существовало строгое правило: все зрители обязаны были прийти на спектакль в рубашках и брюках. Вечером на вырученные деньги детвора устраивала сладкий стол.
Душой и сердцем – в небе
В 1941 году семья Быковых вместе с сотрудниками Краматорского металлургического завода была эвакуирована в Барнаул. Через всю жизнь пронес Леонид глубокую благодарность алтайской земле, ее людям, которые в годы войны спасали и москвичей, и ленинградцев, и донбасских мальчишек.
Семью Быковых приютили Алябьевы. Спустя годы в знак благодарности этой семье Леонид Федорович дал летчику из Сибири фамилию Алябьев в своем фильме «В бой идут одни «старики». А первый тост, который произносил Быков, был «За Барнаул!».
Как и сотни других мальчишек, Леня мечтал стать летчиком. Он несколько раз пытался попасть на фронт. Приписав в документах лишний год к своим 15, поступил в летное училище. Но проучился недолго, поскольку был разоблачен, за обман посажен на гауптвахту и отчислен.
Потом была вторая попытка: в 1945 году он поступил в Ленинградскую спецшколу для летчиков. Однако вскоре его и из школы отчислили – из-за роста в 136 сантиметров… На этом летная карьера Леонида Быкова закончилась.
Мечта сбывается
Судьба уготовила нашему земляку другой путь: актера, режиссера, мастера. После освобождения Донбасса семья вернулась в родной дом. Леня увлекся мечтой стать артистом. Мама, сестра и тетя понимали, что его место – на театральной сцене. Да вот отец, Федор Иванович, в противовес всем заставил сына поступать в машиностроительный техникум, чтобы сын получил серьезную профессию. Там Леонид отучился два года, но мечту свою не оставил.
Он поехал в Киев, попробовал поступить в актерскую школу при Киевской киностудии, но неудачно. Вторая проба стала успешной – в 1947-м Быков поступил на актерский факультет Харьковского государственного театрального института, где учился с большим прилежанием и даже стал Сталинским стипендиатом. Когда Леонид был на четвертом курсе, его пригласили работать в Харьковский драмтеатр им. Шевченко. Нелегко было совмещать учебу и работу, но театр его пленил, а играл Быков просто, искренне и правдиво.
В 1952 году он сыграл первую роль в кино. Это был фильм режиссеров Исаака Шмарука и Виктора Ивченко «Судьба Марины». Леониду досталась эпизодическая роль простого деревенского паренька Сашко. В картине снимались звезды кино Николай Гриценко (еще один уроженец Донбасса), Борис Андреев, Михаил Кузнецов. В прокате картина произвела фурор, заняв второе место. Быкова заметили не только зрители, но и кинематографисты.
Народная любовь
В 1954 году режиссеры Александр Ивановский и Надежда Кошеверова пригласили Быкова на роль Пети Мокина в свою картину «Укротительница тигров». Фильм имел огромный успех у публики. С этого момента имя актера Леонида Быкова стало известно всем. Одновременно со съемками в «Укротительнице» на том же «Лен-фильме» Быков снимался в другой картине, где ему досталась уже главная роль. Это была лента Анатолия Граника «Максим Перепелица». Успех фильма в прокате был значительно ниже, чем у двух предыдущих, однако Быкову именно эта картина по-настоящему открыла двери в большой кинематограф и принесла зрительскую любовь.
После этого Быкова иначе как Максимом мало кто называл – актера отождествляли с его героем. Соглашаясь на новые предложения, он старался выбирать роли самого разного плана. По этому принципу снялся в фильмах «Чужая родня», «Дорогой мой человек», «Добровольцы», «Ссора в Лукашах», «Майские звезды». А потом решил вернуться домой, на Украину, поддавшись на уговоры руководства киностудии им. А. Довженко. Однако, вопреки обещаниям, долго оставался невостребованным, отказывался играть, по его меткому выражению, «в лживых и антихудожественных вещах». А вскоре решил снимать собственные фильмы.
«В бой идут одни «старики»
Быков часто вспоминал рассказ прославленного аса, дважды Героя Советского Союза Виталия Попкова о «поющей эскадрилье». Эту историю Леонид Федорович услышал в Венгрии, выступая перед советскими воинами. В эскадрилье сражались совсем юные летчики, почти мальчишки, но как сражались! 11 из 14 впоследствии стали Героями.
И была добрая и светлая память о войне, о тех, кто своей грудью заслонил от врага и его, Леньку Быкова. Так появился удивительный, героический и пронзительно щемящий фильм «В бой идут одни «старики», собравший за первые четыре месяца проката 60 миллионов зрителей – предел мечтаний многих именитых советских режиссеров.
Когда вскоре после премьеры Леонид Быков привез своих «Стариков» в Краматорск, в кинотеатре негде было яблоку упасть. Пришли и родные, и друзья, и одноклассники, и еще сотни людей. Зрители были потрясены талантом режиссера и актера, сумевшего так масштабно и в то же время романтично и одухотворенно, с чувством доброго юмора воспеть подвиг летчиков. Из кинозала нашего земляка в буквальном смысле вынесли на руках.
Последняя просьба
В 1975 году Быков приступил к съемкам новой картины, и темой ее вновь стала война. Фильм назывался «Аты-баты, шли солдаты…». В главных ролях в нем снялись Владимир Конкин и сам Леонид Быков (в роли ефрейтора Святкина). На эту роль пробовались многие актеры, но никто из них не подошел. И тогда коллеги Быкова заявили: «Леня, это же твоя роль. Неужели ты не видишь?»
Съемки проходили под Загорском в суровых условиях, в лютые морозы 1976-го. После этой работы Быков, вернувшись в Киев, слег со вторым инфарктом. Однако труд участников этой картины был оценен. Фильм стал новым триумфом актера и режиссера Леонида Быкова. В том же году ему была присуждена Государственная премия СССР.
Награды, конечно, радовали Леонида Федоровича, но душа его была неспокойна. Всеобщая лесть, угодничество не давали ему спокойно жить и работать, к тому же напоминали о себе проблемы с сердцем.
В начале 1979 года (по другой версии – на три года раньше, после перенесенной болезни. – Прим. авт.) Быков написал завещание на имя своих друзей: Николая Мащенко и Ивана Миколайчука. Попросил в случае смерти позаботиться о его семье, продать машину и так далее. В этом же письме Быков отдал распоряжение и насчет своих будущих похорон. Он хотел, чтобы его хоронили только друзья, без официальных лиц: «Пусть кто-то один скажет слово «прощай», и всё. Не надо цирка, называемого почестями. После этого «дерболызните», кто сколько может. А потом пусть 2-я эскадрилья врежет «Смуглянку» от начала и до конца…». Вскоре Леонид Быков ушел из жизни… На 47-м километре…
Это случилось 11 апреля 1979 года на 47-м километре трассы Киев – Минск. Он возвращался на своей «волге» с дачи под Киевом. Впереди него двигался трактор МТЗ-50 с мотокультиватором, и Быков решил обогнать сельхозтехнику.
Однако при обгоне произошло столкновение со встречным грузовиком ГАЗ-53. Удар пришелся в правую переднюю дверь. От последствий актера не спас даже ремень безопасности. По какому-то мистическому совпадению 34 года назад, тоже 11 апреля и тоже на 47-м километре, только другого шоссе, Прага – Братислава, погиб друг детства Быкова летчик Виктор Щедронов, прототип Смуглянки. Такое мистическое сходство даты и места гибели друзей многие сочли неслучайным, упорно пытаясь выяснить, что же на самом деле случилось с Маэстро: убийство, самоубийство, инфаркт или просто нелепая случайность.
Следствие установило, что у водителя грузовика не было шансов избежать аварии. При этом тормозной путь в 22 метра доказывает, что Быков не шел на столкновение умышленно, а до последнего боролся за жизнь. Леонид Федорович был трезв, но допустил оплошность, возможно из-за усталости. Инфаркта у него также не было, иначе он отпустил бы педаль тормоза. Не очень верится в версию самоубийства еще и потому, что в 1979 году режиссер был на пике творчества, работал над новой философской комедией «Пришелец». На момент смерти Леониду Быкову было 50 лет. Он похоронен на Байковом кладбище в Киеве.