США, делая ставку на агрессивный ИИ, в среднесрочной перспективе могут окончательно стать главным разрушителем мирового стратегического баланса
«Кризисная стабильность» или «стабильность гонки вооружений»
Последнее время в международных СМИ обсуждается тема о возможности начала Третьей мировой войны с применением ядерного оружия. Сценарии и причины приводятся разные - от вероятных до самых невероятных. Поводом для дискуссий часто становятся заявления генералов и адмиралов из блока НАТО. В противовес им выступают эксперты, которые говорят, что вероятность существует, но она достаточно низкая.
Эксперты оперируют историческими фактами, т.к. знают, что пока не нарушены основы договорённостей, достигнутых в ходе встреч (саммитов) между США и СССР, а также России и США - говорить о реальной опасности Третьей мировой войны преждевременно. Действительно, в ходе саммитов 1990-1991 гг. между Вашингтоном и Москвой были определены критерии (основы) стратегической стабильности, при которой ни одна из сторон не нанесёт первый ядерный удар.
При этом, по мнению сторон, стратегическая стабильность может существовать в двух ситуациях - либо в условиях «кризисной стабильности», либо при «стабильности гонки вооружений».
Кризисная стабильность - это условие кризиса отношений между Вашингтоном и Москвой, при котором ни одна из сторон не имеет стимулов и возможностей для нанесения первого ядерного удара. Стабильность же гонки вооружений определялась как набор стимулов, при котором стороны паритетно наращивают собственный стратегический потенциал.
На основе этих стратегических понятий произошло заключение договоров об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ) - в 1991, 1993 и 2010 годах. Как известно, судьба последнего - СНВ-3, в случае непродления действия, затронет стратегическую стабильность напрямую. Если быть более точным, расторжение СНВ-3 станет финальной точкой мероприятий (программ), которые США проводят под вывеской «укрепления национальной безопасности», а на самом деле расшатывают фундамент мирового баланса сил, благодаря которому 75 лет на планете Земля не произошло ни одного глобального мирового конфликта.
Искусственный интеллект как инструмент войны
Использование искусственного интеллекта (ИИ) в военных программах вооружений приобретает всё больший размах. Начав с автоматического сбора и анализа данных в интересах командования вооружённых сил, ИИ всё чаще привлекают для разработки сценариев боевых операций. К тому же военачальники из Пентагона объявили ИИ составной частью автономных систем вооружения (АСВ), благодаря которым будет обеспечено глобальное доминирование США на планете. По их замыслу АСВ должны заменить ядерное оружие (ЯО) и высокоточное оружие (ВТО) для выполнения широкого спектра задач: от тактических до стратегических - на суше и море, в воздухе и в космосе. Именно дроны с ИИ стали ключевым видом вооружения в стратегии Third Offset (утверждена в 2017 году), цель которой - получение военного и технологического превосходства над Россией и Китаем.
«Было бы здорово, если бы мы могли заставить Россию вести себя как более нормальная страна» - заявил недавно новый глава Пентагона Марк Эспер, тем самым подтвердив ставку США на мировое доминирование, которое они связывают с ИИ - как важным технологическим прорывом в развитии военного дела, наравне с изобретением пороха и ядерного оружия.
С одной стороны, США стремятся занять лидирующие позиции в программах исследований, связанных с ИИ, а с другой, всеми силами стараются ограничить подобное развитие в странах-соперниках - России и Китае. Скандал с китайской фирмой Huawei и кибератаки на структуры государственного управления России имеют схожие причины.При этом «охота за уязвимостями» всё более автоматизируется. В итоге это может привести к тому, что государство-гегемон с помощью технологий ИИ возьмёт под контроль все системы жизнеобеспечения страны-жертвы. За примером далеко ходить не надо - «блэкаут» в Венесуэле получился благодаря тому, что энергоснабжение этой страны было организовано под управлением автоматизированных систем управления американского производства. Неудача с кибератакой на АЭС в Бушере (Иран), которая должна была привести к катастрофе аналогичной Чернобылю, была связана с тем фактом, что не все системы автоматического контроля и управления оказались европейского и американского производства. Поэтому неудивительна политика Китая в области безопасности национального киберпространства, которая вызвала жёсткую критику со стороны ведущих мировых компаний IT-индустрии.
«Неизвестный источник из киберпространства»
Как говорят специалисты, безопасность суверенитета страны на электронном и программном уровне - вопрос всего лишь технологий и времени. Другое дело - информационная безопасность. Дело в том, что скоро ИИ научится создавать «фейковые новости» и станет незаменим в информационной войне. В мае 2019 года появилась новость о том, что исследовательской организацией OpenAI (Канада) был разработан ИИ на технологиях самообучающейся нейросети, который может самостоятельно писать тексты с сюжетными линиями и героями. Помимо этого, крупнейшие мировые СМИ уже используют ИИ для создания информационных материалов - «роботы-журналисты» пишут финансовые новости для Bloomberg и новости о землетрясениях для The Los Angeles Times.
Не удивлюсь, что обрушение котировок на биржах или панику перед стихийным бедствием скоро будут связывать с «информацией, полученной от неизвестного источника из кибер-пространства». Урон от таких «фейков» может быть определён теми же США как «кибер-нападение», что по новой ядерной доктрине станет поводом для применения ядерного оружия, а это уже серьёзно.
В принципе, механизм уже работает, фейковые новости создаются и распространяются в соцсетях целой армией состоящих на окладе спецслужб «борцов за демократию», специализирующихся на военно-политических операциях. Осталось только заменить человека на ИИ, который уже учат менять «цифровую картинку» в телепередачах, взламывать соцсети, т.е. создавать и распространять ложную информацию для влияния на сознание граждан и политиков, чтобы они принимали «правильные» решения.
Космический перехватчик
Помимо «информационных провокаций» есть и военные задачи, который ИИ будет выполнять в ближайшем будущем, например, в космосе. Проект компании Lockheed Martin - Multiple Kill Vehicle (MKV), отправленный на доработку главой Пентагона Марком Эспером, должен появиться с новым космическим перехватчиком МБР и гиперзвуковых комплексов с ИИ на борту. Модульный носитель MKV-2 будет самостоятельно оценивать степень угроз, проводить идентификацию целей и выдавать дронам-перехватчикам команды на их поражение. Сеть из сотен развёрнутых на орбите MKV-2 должна стать ударной компонентой обновлённой ПРО США после 2030 года.
Проект LRHW (Long Range Hypersonic Weapon, система гиперзвукового ракетного оружия наземного базирования) также не обойдётся без участия ИИ. Компания Dynetics Technical Solutions, создающая первую управляемую планирующую гиперзвуковую боеголовку - Common-Hypersonic Glide Body, должна разместить бортовую систему управления гиперзвуковым полётом на основе ИИ, разработанного научно-исследовательской ассоциацией американских технологических университетов, возглавляемой Sandia National Laboratories.
Стремительный рост роли беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) и их широкое участие практически во всех боевых операциях по всему миру, дали старт обучению БПЛА автономно выполнять задачи по обнаружению и уничтожению целей, которые идут с переменным успехом. Например, американцы научили свои БПЛА и крылатые ракеты «Томагавк» находить и уничтожать стационарные объекты. Однако с динамическими объектами чаще были неудачи - вместо военной техники уничтожалась гражданская, вместо боевиков гибли мирные люди. С целью исключения таких ошибок и был выбран ИИ. Так, американская компания Boeing в феврале 2019 года показала прототип нового ударно-разведывательного БПЛА с ИИ - Boeing Airpower Teaming System (BATS). Его разработчики заявили, что помимо уничтожения целей, «BATS будет способен вести радиоэлектронную войну, проводить разведывательные и наблюдательные миссии в паре с самолётами P-8 Poseidon и E-7 Wedgetail». Успешная презентация возможностей BATS повлияла на программу создания беспилотного гиперзвукового самолёта-шпиона SR-72 (Lockheed Martin). Теперь SR-72 помимо задач разведки должен будет выполнять и ударные задачи - также под управлением ИИ. Первый SR-72 должен быть передан в эксплуатацию к 2030 году.
Ставка на «сетецентрическую войну»
В Глобальной системе оперативного управления армии США, объединений с системой интегрированного представления изображений и разведки (Global Command and Control System - Joint Integrated Imagery and Intelligence), а также нового комплекса воздушной разведки - Advanced Battle Management and Surveillance (ABMS, перспективная система боевого управления и наблюдения) под «ответственность» ИИ переведут большинство процессов сбора информации (разведки), анализа, боевого управления и применения ВТО и ЯО.
Захват одним государством монополии над ИИ в прокси-гибридной войне, которую развязали сильные мира сего против человечества, может привести к тотальному контролю за финансами, мировой торговлей, технологиями и, соответственно, за природными и человеческими ресурсами. Мало того, именно прокси-гибридную войну (ПГВ) специалисты из RAND Corporation считают предтечей войн за глобальное доминирование на планете Земля, которые будет вести армия США, руководствуясь доктриной «сетецентрической войны» (network-centric warfare), для которой ИИ является ключевым элементом.
Доктрина «сетецентрической войны» предусматривает четыре основные фазы ведения боевых действий.
- Достижения информационного превосходства посредством опережающего уничтожения (вывода из строя, подавления) системы разведывательно-информационного обеспечения противника (средств и систем разведки, сетеобразующих узлов, центров обработки информации и управления).
- Завоевания превосходства (господства) в воздухе путём подавления (уничтожения) системы ПВО противника.
- Постепенное уничтожение оставленных без управления и информации средств поражения противника, в первую очередь ракетных комплексов, авиации, артиллерии, бронетехники.
- Окончательное подавление или уничтожение очагов сопротивления противника.
По мнению американских экспертов, наличие ИИ в контурах управления, принятия решения на применения оружия при ведении «сетецентрической войны» даст бесспорное превосходство над любым противником, в том числе над Россией и Китаем.
ИИ - помощник или властелин мира?
Таким образом, ИИ в среднесрочной перспективе становится главным разрушителем мирового стратегического баланса. В связи с этим слова Президента России Владимира Путина: «Если кто-то сможет обеспечить монополию в сфере искусственного интеллекта, то последствия нам всем понятны - тот станет властелином мира», - получают более конкретный смысл.
Естественно, Россия, как и Китай, не сидит сложа руки. Мы первые, кто применил автоматизированные системы управления войсками (АСУВ) ещё в 1981 году на учениях «Запад-81».
В последствии, в процессе совершенствования, были созданы АСУ родов и видов войск, которые возглавляет единая АСУВ - Национальный центр управления обороной (НЦУО МО РФ), заступивший на боевое дежурство 1 декабря 2014 года. В отличие от американцев, мы рассматриваем ИИ как «важного помощника» в мониторинге и анализе военно-политической, социально-экономической и общественно-политической обстановки в России и мире, формировании принятия решений на применение оружия, в том числе ядерного, в вопросах строительства национальной обороны и т.д. Эффективность НЦУО МО РФ доказана практикой, и я настоятельно не советую странам-агрессорам проверять её на прочность. https://zvezdaweekly.ru/