Памяти поэта и музыканта
| |
«Хоть немного ещё постою на краю...» | |
25 января исполнилось бы 80 лет советскому актеру театра и кино, поэту и барду Владимиру ВЫСОЦКОМУ. Еще при жизни он стал легендой, голосом и совестью своего поколения. Его нет с нами почти 40 лет, но в памяти людей по-прежнему живут его песни, роли и стихи. Давайте вспомним некоторые моменты его непростой биографии.
Владимир Высоцкий родился в 1938 году в Москве. Как позже рассказывала его мама Нина Максимовна, придя в этот мир, мальчик закричал не тоненьким голоском, как все новорожденные, а басом. Первые годы жизни Володи прошли в большой коммунальной квартире на 1-й Мещанской улице. Когда началась война, глава семьи Семен Владимирович отправился на фронт. Владимир Высоцкий вспоминал, как собирался ехать вместе с отцом, даже сел с ним в вагон поезда, но родственники выманили его на перрон, за что мальчик очень на них обиделся. А вскоре Нина Максимовна уехала с сыном в Оренбургскую область, где они провели два года.
Эвакуированные родители и дети жили отдельно. Для малышей был организован детский сад. Нина Максимовна не могла видеться с сыном часто. Иногда она приносила ему с работы чашку молока, и он делился ею с другими детьми, говоря: «У них здесь мамы нет, им никто не принесёт». Летом 1943 года Нина Максимовна и Володя, благодаря вызову Семёна Владимировича, получили возможность вернуться в Москву. Сын никогда не видел отца в военной форме, но сразу узнал его, несмотря на то, что с их последней встречи прошло более двух лет. Встреча была короткой, и Нина Максимовна с сыном остались одни на 1-й Мещанской.
После войны родители развелись и вступили в новые браки. До 1947 года Володя жил с мамой и отчимом, а потом — с отцом и мачехой Евгенией Степановной ЛИХАЛАТОВОЙ. Вместе с ними он уехал в Германию, куда глава семьи был направлен на службу. Вот что вспоминал о том времени отец поэта: «Дома я не бывал порой неделями: ученья, занятия в поле... Так что воспитанием Володи почти полностью занималась Евгения Степановна. Они с первых дней нашли общий язык, полюбили друг друга, чему я был рад. В чём-то она, как мать, и потакала ему. Например, загорелось Володе иметь «костюм, как у папы», и чтоб обязательно сапоги хромовые с тупым носком... Жена обегала несколько ателье, пока нашла мастера, обувщика. Наконец, форма была готова. Володя взял свои сапоги, поставил рядом с моими, сравнил. И когда увидел, что они совершенно одинаковые, радости не было предела».
Позднее, в 1970 году, Высоцкий скажет про мачеху Евгению Степановну: «Мне в этом смысле здорово повезло. Вторая жена отца – для меня вторая мама». «Мама Женя», как называл Лихалатову Володя, привила ему любовь к музыке. Благодаря ей он научился играть на фортепиано.
•••
В 1949 году Высоцкие вернулись в Москву и поселились в Большом Каретном переулке, который навсегда остался для поэта родным. Володя пошел учиться в мужскую школу № 186. Он появился в 5-е классе аккуратным и, по тому времени, дорого одетым: в замшевой рыжей курточке, новеньких ботинках – и ему сразу дали прозвище «американец». Позже Евгения Степановна вспоминала, что Володя вернулся из школы в слезах и сказал, что хочет одеваться «как все». Но обидную кличку Высоцкий носил недолго.
Несмотря на внешность отличника, он был мастером всяческих проказ. Например, в школе существовало строгое правило: пока не закончатся все уроки, учеников с портфелями из здания не выпускали. И именно Владимир придумал выход – ребята стали выбрасывать сумки в окно и затем невозмутимо проходили мимо сторожа. Высоцкий учился хорошо, однако, по воспоминаниям родителей, — лишь благодаря своим способностям, а отнюдь не усердию. Часто на уроках он начинал кого-то изображать, пародировать, чем, естественно, учителя были недовольны, и у него появились «неуды» по поведению.
В то время в моде была блатная романтика. В каждой дворовой компании имелась гитара, и под нее ребята пели душещипательные песни о Воркуте, Колыме, Мурке. Именно тогда Высоцкий взял в руки гитару, которая навсегда стала спутницей его жизни.
В 10-м классе Володя переехал жить к матери Нине Максимовне и начал посещать театральный кружок. Но поначалу связать свою профессиональную жизнь с творчеством не планировал. После школы поступил в Московский инженерно-строительный институт и бросил его через полгода. Неожиданное решение пришло в новогоднюю ночь 1956 года. Несмотря на праздник, Владимир вместе со школьным другом Игорем КОХАНОВСКИМ был вынужден работать над чертежами, чтобы сдать сессию. Сразу после боя курантов студенты принялись за дело. Через два часа они покончили с чертежами. И тут Высоцкий внезапно стал поливать тушью свои бумаги со словами: «Всё! Буду готовиться, есть еще полгода, попробую поступить в театральный. А это – не моё».
•••
Владимир Высоцкий поступил в школу-студию при Московском художественном академическом театре (МХАТ) на актерское отделение. По окончании недолго поработал в театре имени Пушкина. Потом перешел в Театр миниатюр. Играл в эпизодах, массовке, но особой радости от сцены не получал. Пытался пробиться в театр «Современник». И лишь в 1964 году Владимир Семенович нашел «свой» театр. Им стал Театр на Таганке. Именно здесь Высоцкий работал до последних своих дней. Режиссер и худрук театра Юрий ЛЮБИМОВ вспоминал, как артист пришел к нему устраиваться на работу. Он предложил послушать несколько своих песен, и Любимов вместо плановых пяти минут слушал барда полтора часа.
На Таганке Высоцкого ждала целая палитра образов – ПУГАЧЕВ, ГАЛИЛЕЙ, СВИДРИГАЙЛОВ. Но ключевой ролью в его жизни стала роль ГАМЛЕТА. Хотя сначала мало кто верил, что из этого что-то получится. «Были громадные сомнения, репетировали мы очень долго, – вспоминал Владимир Высоцкий. – И если бы был провал, это бы означало конец не моей актерской карьеры, потому что ты можешь в конце концов сыграть другую роль, но это был бы конец для меня лично как для актера, если бы я не смог этого сделать. Но, к счастью, так не случилось. Но момент был... прямо как на лезвии ножа».
•••
Кино и театр шли в жизни Высоцкого параллельно. Успех как к киноактеру пришел в 1967 году, когда на экраны вышла картина «Вертикаль». Зрителям полюбились и песни из фильма, написанные им. «Сначала мы хотели, чтобы они звучали на титрах, – рассказывал актер в интервью. – Но я противник такого использования песен. Зрители читают, кто гример, кто директор, а в это время за кадром звучат какие-то важные строчки, которые ты вымучивал по ночам. Жалко. Песню, которую мы собирались пустить на титрах – «Здесь вам не равнина, здесь климат иной», я написал после того, как почти на наших глазах потерпела бедствие группа альпинистов из пяти человек – команда ЦСКА. Один из них погиб, а двум его раненым товарищам мы помогали спускаться вниз. И я написал песню, которая имеет продолжение. Жизнь ее продлена, как ни странно, в смертях. Потому что слова этой песни пишут на могилах погибших альпинистов: «Другие придут, сменив уют на риск и непомерный труд...»
Мне присылают фотографии этих мест, они хранятся у меня дома. И, конечно, жаль, если такая песня будет просто пропадать, идти где-то фоном. Как мне кажется, один из самых удачных опытов моей работы в кинематографе – это фильм «Вертикаль». Там ничего не мешало песне, и она никому не мешала, потому что в это время показывались горы или альпинисты, уходящие в горы. Я начинал петь, а когда альпинисты уже на вершине, песня заканчивалась».
В 1979 году Владимир Высоцкий сыграл свою самую значительную кинороль. Это был Глеб Жеглов в сериале «Место встречи изменить нельзя». Прочитав один из первых экземпляров только что вышедшего романа «Эра милосердия», Высоцкий явился в дом к писателям, братьям ВАЙНЕРАМ, со словами: «Я пришел застолбить Жеглова». «В каком смысле?» – удивились Вайнеры. «Ваша «Эра» – это большое, очень большое кино! И так, как я вам сыграю Жеглова, его вам никто не сыграет», – ответил актер. Однако перед съемками он вдруг отказался от роли, пророчески заявив, что ему мало осталось и не хочется тратить год жизни на Жеглова. Но, к счастью, все-таки поддался на уговоры. Его грубоватый, но всецело преданный делу персонаж пришелся по душе миллионам советских зрителей. В этом фильме актер не пел, хотя изначально собирался. Однако режиссер был категорически против. Он считал, что образ певца затмит образ оперативного работника.
... Когда вспоминаешь роли Высоцкого в театре и кино, его песни, а также многочисленные концерты по стране, создается впечатление, что его творческая карьера складывалась вполне удачно. Но на самом деле все, что ему удалось сделать, было достигнуто благодаря титаническим усилиям и самого актера, и его друзей, которые, несмотря на «советы» властей, предоставляли ему возможность для работы и самовыражения. Высоцкий не был принят ни в один творческий союз, не получал наград и званий. При всенародной любви он не имел даже звания заслуженного артиста. Власти просто игнорировали неугодного актера и поэта.
•••
Жизнь Владимира Высоцкого оборвалась 25 июля 1980 года в 4.10 утра. Артист умер во сне, в своей московской квартире. Точная причина смерти не установлена до сих пор, потому что по просьбе близких не было произведено вскрытие. По одной версии причиной смерти был инфаркт миокарда, по другой — асфиксия, то есть удушье, как следствие чрезмерного применения лекарственных препаратов. В это время в Москве шли летние Олимпийские игры, потому о смерти актера написали всего две газеты: «Вечерняя Москва» и «Советская культура». Еще одно сообщение появилось над окошком театральной кассы: «Умер Владимир Высоцкий». Ни телевидение, ни радио, ни центральные московские газеты не известили о смерти артиста.
Тем не менее, проводить поэта в последний путь пришли десятки тысяч человек. Худрук Таганки Ю.Любимов вспоминал: «Наш театр, конечно, был закрыт. Но была площадь, на которую набилось семьдесят тысяч человек, и очередь уходила вниз по улице до набережной и до Кремля. Жара была совершенно дикая, но люди закрывали зонтиками цветы, а не себя. И я посоветовал властям провезти открытый гроб, как это делается по-людски. Все, кто хочет попрощаться, попрощаются. Кто хочет приехать на Ваганьково, тот приедет на Ваганьково. А власти хотели быстро похоронить, и в этом смысле приравняли Володю к Пушкину: потихоньку, быстро куда-то увезти».
Как это зачастую бывает, признание к Высоцкому пришло уже после его смерти. В 1986 году Владимиру Семеновичу было посмертно присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. А еще через год присуждена Государственная премия СССР за образ Жеглова в телевизионном художественном фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен.http://vestnik.otradny.net/
| |
Рейтинг: 25 | Подготовила С.Углева 24.01.2018 |
Скажу лишь одно, что без веры в победу, без искренности и твердости, уверенности, настойчивости любую болезнь одолеть невозможно. Соберитесь духом, станьте сильнее, одолейте боль и вы будете победителем! Обязательно будете! Не надо хныкать и плакать лёжа в постели. Вперёд и только вперёд!