Твои люди, Отрадный!
| |
Ольга ЗИНИНА: «Балет — это рассказ в движении» | |
Самарский академический театр оперы и балета был открыт в 1931 году. На его сцене ставились все классические балетные спектакли, выступали с гастролями танцоры, известные в нашей стране и мире. Выдающиеся советские и российские режиссеры доверяли самарским артистам свои постановки. Много лет работала в этом театре наша землячка — балерина Ольга Сергеевна ЗИНИНА. Она постоянно приезжает в Отрадный навестить родителей, дедушек и бабушек. В один из таких приездов с ней встретился корреспондент «Вестника».
Первые танцевальные шаги Оля Зинина начала делать в отрадненской Детской школе искусств, куда пришла по настоянию дедушки. Занималась под руководством замечательного педагога Любови Аркадьевны ЧЕРВАНЁВОЙ. Благодаря наставнику и открылся интерес к танцам. Свою роль сыграли и творческие способности девочки, поэтому в 10-летнем возрасте мама привезла ее в Самарский театр оперы и балета, при котором работала детская балетная школа. Специализированного профессионального училища в Самаре тогда еще не было.
И вот у Ольги началась новая жизнь. Ежедневные занятия, репетиции, плюс уроки по обычной школьной программе. Занятия проходили в танцевальных залах театра. Наставницей юных балерин была заслуженная артистка России Валентина Николаевна ПОНОМАРЕНКО. Она выступала на самарской сцене и одновременно давала им уроки мастерства. Каждый день в коридорах театра Ольга видела и других ведущих артистов. Довелось ей встречаться и с легендарной Майей ПЛИСЕЦКОЙ. В начале 2000-х годов она приезжала в Самару на премьеру двух спектаклей, музыку для которых написал ее муж, композитор Родион ЩЕДРИН. На память о той встрече осталась фотография.
Годы учебы пролетели быстро, и вот уже в руках Ольги — аттестат об окончании балетной школы. Выпускников этой школы сразу принимали в театральную труппу, поскольку найти танцоров было просто негде. Первые впечатления были очень яркими. Огромная сцена театра, играет оркестр из нескольких десятков музыкантов, красочные декорации, нарядные костюмы артистов, полный зал зрителей.
Балет – своеобразный вид искусства. Пожалуй, большинство отрадненцев видели его лишь по телевизору, и многое, наверно, осталось непонятным. Артисты в легких одеждах бегают по сцене на цыпочках, кружатся, прыгают. Действительно, как-то скучновато. Однако те, кто хоть один раз посмотрел спектакль вживую, могли сделать для себя неожиданное открытие — они начинали отзываться о балете восторженно. О том же говорит и Ольга Сергеевна ЗИНИНА:
— Если в драмтеатре главным действием спектакля являются слова актеров, то в балете все слова заменяет танец. Каждое движение артиста несет в себе смысловое значение. Это рассказ в движении. Есть определенные правила исполнения балетных партий, и зрители в первую очередь любуются эстетикой танца. Посмотрите, например, на руки балерины – какой удивительной пластикой они обладают, это просто сказка! Точно так же зрители оценивают и красоту исполнения народных танцев хореографическими коллективами.
Сама Ольга Сергеевна выступала только в кордебалете. Это группа артистов, которые исполняют все массовые танцевальные номера. Стать солисткой она никогда не стремилась. Однако в кордебалете работы значительно больше, чем в сольных партиях. Ведь ведущие артисты нередко сменяют друг друга в главных ролях, а кордебалет занят всегда, и в нем нет второго, дублирующего состава. Спектакли идут в среднем по два-три часа, причем они построены таким образом, что сложность исполнения танцев с каждым актом возрастает, и порой под занавес совсем кончаются силы. А самым сложным балетом является «Баядерка».
В театре Ольга Сергеевна была занята во всех постановках: «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта», «Лебединое озеро» и др. В последнем сезоне выступала в премьере балета «Эсмеральда». Количество спектаклей в месяц зависит от составленного репертуара, так как в театре, помимо балета, выступают еще артисты оперы и оперетты, приезжают с гастролями коллективы из Москвы и других городов.
Самарская балетная труппа тоже много гастролировала, объехала почти всю Европу, побывала в Китае и Таиланде. Вместе с тем, по словам Ольги Сергеевны, несмотря на большой опыт, перед каждым выходом на сцену обязательно накатывает волнение. С одной стороны, это нормальное состояние человека, но волнение должно быть рабочим, должно оказывать тонизирующее действие и помогать артисту быть более собранным внутренне.
А иногда, говорит она, наступает поразительное спокойствие, подчас даже равнодушие ко всему происходящему на театральных подмостках. Тут-то артиста и подстерегает неприятность: во время танца можно сбиться с музыкального такта или даже упасть. И хотя говорят, что падение на сцене – к большой удаче, однако желательно этого избегать.
Сама Ольга впервые упала на десятом году работы. По сценарию она выступала в широких шароварах (это была роль арапчонка), и надо же такому случиться — одна нога запуталась в штанине. Но Ольга сразу поднялась и продолжила танцевать дальше. Впрочем, ведущие артисты тоже падают. Вообще, на сцене всякое случается: то юбка слетит, то кто-то собьется с ритма, то солисты во время танца повернутся лицом к кордебалету и скорчат смешную рожицу или покажут балеринам язык: «Ме-е». Зрителям этого не видно, а девушкам приходится прилагать усилия, чтобы не рассмеяться в ответ. Не зря же говорят, что у творческих людей свой особый юмор.
Чтобы всегда находиться в хорошей физической форме, артисты много времени отдают занятиям и репетициям: в первой половине дня — пять часов и затем еще три часа вечером. У них в программе – большой комплекс упражнений на гибкость, на растяжку мышц. А когда идет подготовка к премьере, то трудятся особенно напряженно, иногда уходят домой заполночь.
Ничего удивительного здесь нет — столько же времени посвящают тренировкам и профессиональные спортсмены, без труда никто не может достичь высоких результатов. Со временем, при систематических занятиях, у человека возникает потребность в постоянных физических нагрузках, это становится образом жизни.
Есть еще один момент, на который обычно обращает внимание человек со стороны. Все балерины, как правило, худенькие, стройные, и потому невольно возникает вопрос: откуда у них берутся силы на многочасовые репетиции и театральные выступления? Ответ прост. Как рассказала Ольга Сергеевна, в питании, им, конечно, приходится несколько себя ограничивать, но строгую диету типа пяти яблок и стакана кефира в день они не держат. На самом деле они едят всё, что хочется. Есть в рационе и пельмени, и соленое сало с картошкой и квашеной капустой. Главное — не переедать, во всем соблюдать меру. Вот и весь секрет их стройности и неубывающей энергии. Этому правилу Ольга Сергеевна следует и сейчас, хотя месяц назад покинула сцену Самарского театра оперы и балета.
Коллеги не хотели ее отпускать, потому что она еще полна сил, ей по плечу большие физические нагрузки, и могла бы выступать еще несколько лет. Просто в какой-то момент она поняла, что надо развиваться и идти по жизни дальше, вот и захотелось приложить свои знания к чему-то другому. Остановила выбор на педагогике — набрала группу детей в свою балетную студию.
С ними ей интересно работать, интересно видеть их первые, пусть пока очень скромные успехи. Между прочим, в студии занимаются и взрослые люди, в том числе предпенсионных лет. Конечно, в силу возраста они уже никогда не смогут сделать шпагат в прыжке, но им нравится балет, они хотят ближе узнать его и понять, научиться быть пластичными, гибкими. Так Ольга Зинина выбрала новый вид творчества и теперь намерена передавать свой опыт другим.http://vestnik.otradny.net/
| |
Рейтинг: 41 | А.Топорков. Фото из архива Ольги Зининой 24.01.2018 |
Скажу лишь одно, что без веры в победу, без искренности и твердости, уверенности, настойчивости любую болезнь одолеть невозможно. Соберитесь духом, станьте сильнее, одолейте боль и вы будете победителем! Обязательно будете! Не надо хныкать и плакать лёжа в постели. Вперёд и только вперёд!