Глас православия
| |
Память минувшей эпохи | |
4 февраля Православная Церковь совершала память Собора новомучеников и исповедников Российских — всех тех, кто пострадал в годину страшных гонений за веру Христову.
Неисчислимо их множество. В одном строю смертников стояли маститые архиереи и священники, юные алтарники и безвестные миряне. Расстрелянные, сожженные, утопленные, уморенные голодом, миллионы православных людей шли на погибель, но не отрекались от Христа. Их кровь была пролита не напрасно — ею украсилась и укрепилась наша Церковь, превозмогла тяжелейшие времена. Их молитвами она держится по сей день.
В рамках краткой газетной публикации невозможно упомянуть много имен, но вспомним хотя бы некоторых. Их письма, раздумья, документальные свидетельства пусть послужат на пользу нам, сегодняшним, — увы, потерявшим ту пламенную веру, которая одна только и может возвести слабого, немощного человека на высоту духовного подвига.
Свидетельства эпохи БУТОВСКИЙ ПОЛИГОН
В настоящее время Бутово — это большой жилой район на южной окраине Москвы, он уже вошел в черту города, а в 30-50-х годах это был глухой, далекий загородный поселок, который был избран местом массовых казней и захоронений жертв политических репрессий. Сегодня известны имена тысячи человек, расстрелянных здесь за исповедание православной веры. В 2003 году 255 из них были прославлены в лике святых. На территории России нет другого места, где почивали бы мощи такого многочисленного Собора святых.
Узников привозили сюда каждый день сотнями — из московских тюрем и подмосковных лагерей, предназначенных для строительства канала Москва-Волга. После прибытия их заводили в барак — якобы для санобработки. Прямо перед расстрелом сверяли фотографии и личные данные, объявляли приговор. В исполнение его приводили «расстрельные команды» — группы из 3-4-х офицеров спецотряда, как правило, служивших в органах ГПУ со времен гражданской войны и имевших правительственные награды.
Поначалу убитых хоронили в небольших ямах-могильниках, которые копали вручную, но с августа 1937г. казни приняли невиданный характер, и тогда на помощь пришли экскаваторы карьерного типа. Тяжелыми ковшами они выкапывали целые траншеи шириной и глубиной 3 метра, длиной — до 150 метров.
Сегодня установлено, что в Бутово были расстреляны 739 священнослужителей Русской Православной Церкви: 1 митрополит, 2 архиепископа, 4 епископа, 15 архимандритов, 14 игуменов, 52 иеромонаха, 118 протоиереев, 58 монахинь и др. В общем могильнике нашли свой последний приют и 218 мирян, за веру пострадавших: псаломщики, чтецы, певчие, иконописцы, церковные старосты, сторожа и др.
В середине 50-х годов Бутовская спецзона была ликвидирована. Сам полигон обнесли глухим деревянным забором, поверх которого была натянута колючая проволока, а по краям смертной зоны возник дачный поселок работников НКВД, в котором разрешалось строить только легкие одноэтажные дачи без погребов и глубоких фундаментов.
Но пришло время, когда открылась правда истории, и буквально из небытия стали возвращаться имена людей, сильных духом, — не сломленных, не убоявшихся мук и пыток, сохранивших веру даже до смерти. Весной 1994г. на Бутовском полигоне был установлен Большой Поклонный крест, сооруженный по проекту скульптора Д.М.ШАХОВСКОГО. Его отец, священник Михаил ШИК, тоже был в числе казненных.
В 1996г. здесь был воздвигнут деревянный храм во имя Новомучеников и исповедников Российских, настоятелем которого стал священник Кирилл КАЛЕДА — внук погибшего здесь протоиерея Владимира АМБАРЦУМОВА.
Бутовский полигон — это открытая рана на живом теле России. Это святая земля, обильно напитанная кровью русского православного народа. Это вечный укор всем богоотступникам и человеконенавистникам. Это призыв к нам из вечности — люди русские, храните свою веру православную, в ней же нам спасение и утверждение!
Лица эпохи «СТРАХ ОПУТАЛ ВСЕХ, КАК ЛИПКАЯ ПАУТИНА»
Митрофорный протоиерей Николай ГУРЬЯНОВ (1909-2002) родился в благочестивой православной семье, его отец был регентом церковного хора. В юности Николай успел окончить педагогический техникум, но уже в конце 30-х годов был арестован и в числе многих страдальцев прошел этапы, ссылки, лагеря. Только самым близким он рассказывал о том времени:
— Люди исчезали и пропадали. Расставаясь, мы не знали, увидимся ли потом. Мои драгоценные духовные друзья! Я долго плакал о них, о самых дорогих. Потом слез не стало... Мог только внутренне кричать от боли... Ночью уводили по доносам. Кругом неизвестность и темнота. Страх всех опутал, как липкая паутина. Если бы не Господь, человеку невозможно было бы вынести такое. Сколько духовенства было умучено, сколько архиереев истинных, которые знали, что такое крест, и шли на него!
События эпохи ЛЮБИМЫЙ АРХИЕРЕЙ
Священномученик Петр ЗВЕРЕВ, архиепископ Воронежский (1878-1929) был сыном священника, получил блестящее образование в Москве, окончив сначала историко-филологический факультет Московского Императорского университета, а затем духовную академию. Приняв монашество, служил в храмах Тульской губернии, часто бывал у старцев в Оптиной Пустыни, в Сарове и Дивееве, в 1919г. был хиротонисан во епископа.
Вскоре после революции начался суровый крестный путь молодого архиерея. В 1921-1923гг. он претерпел аресты, ссылки, тяжелые болезни, допросы, истощение сил. Держался мужественно, ни в чем не покривил душой.
Летом 1923г. вышел из тюрьмы Патриарх Тихон и сразу подал властям списки архиереев, без которых он не может управлять Церковью. В их числе был и епископ Петр ЗВЕРЕВ. Так летом 1924г. владыка вернулся из ссылки в Москву и был направлен на служение в Воронеж.
У себя на родине он пользовался огромным уважением среди паствы. Храмы, где он служил по Афонскому уставу, были всегда переполнены. Опасаясь, что любимого владыку снова арестуют, миряне устроили возле его квартиры круглосуточное дежурство, не раз выражали массовые протесты. Когда владыка Петр в очередной раз отправлялся по вызову в ГПУ или милицию, его сопровождала огромная толпа — по 300 человек мирян и рабочих местных заводов. Однажды они послали телеграмму в адрес XV партконференции — в защиту своего архиерея.
Такую народную активность власть, конечно, потерпеть не могла. Всех активистов вскоре арестовали, а самого владыку вывезли из Воронежа, приговорили к 10 годам лагерей — «за контрреволюционную деятельность против советской власти». Поздней осенью 1926г. он оказался на Соловках. И даже в этих суровых условиях он жил по церковному уставу, строго соблюдал молитвенное правило. Пользовался высочайшим авторитетом, и ссыльные архиереи избрали его главой Соловецкого православного духовенства.
Он возглавлял тайные богослужения, а когда у заключенных отняли антиминс, службы совершались прямо на груди архиепископа Петра. Его нравственная высота была такова, что даже с метлой дворника в руках он внушал всем окружающим благоговейное уважение.
Он умер от тифа — 7 февраля 1929г. Сначала его похоронили в общей могиле, куда опускали всех тифозных больных. Однако на пятый день узники тайно откопали могилу и увидели, что «все умершие лежали черные, а наш владыка — в рубашечке, со сложенными на груди руками, белый — как кипельный». Так рассказывала об этом монахиня Арсения, присутствовавшая при вскрытии могилы.
Лагерное духовенство сделало все возможное, чтобы проводить владыку Петра как положено: его облачили в архиерейские одежды, совершили отпевание, поставили памятный крест. Похоронили его в отдельной могиле у подножия Анзерской горы Голгофы, напротив алтаря храма. Когда могила была уже засыпана, над ней вдруг появился высокий столп света, в лучах которого все увидели владыку Петра, осенявшего их архипастырским благословением.
(По кн. «Святая Русь. XX век. Голос гонимой Церкви». М., «Николин день», 2017)
Письма эпохи «СОВЕРШАЕТСЯ ОТБОР ИСТИННЫХ ВОИНОВ»
«Так совершается суд Божий над Церковью и народом русским. Ныне отняты пастыри от пасомых именно для того, чтобы перед лицом суда каждый совершенно самостоятельно избрал свой путь — ко Христу или от Христа, причем и пастыри судятся как рабы. Совершается отбор тех истинных воинов Христовых, кои только смогут быть строителями нового здания Церкви, кои только и будут в состоянии противостоять самому «зверю». Времена уже приблизились, несомненно, апокалипсические».
(Из письма митрополита Кирилла СМИРНОВА. 1934 год)
Воспоминания об эпохе ПОДПОЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ
О том, как жила гонимая Церковь в годы репрессий, рассказывает Алексей АРЦЫБУШЕВ в своей замечательной книге «Милосердия двери. Автобиографический роман узника ГУЛАГа» (М., «Никея», 2014):
«Скрывающиеся и подпольно служащие батюшки имели свои точки по маленьким городкам, деревням и поселкам, в которых жили их духовные дети. Покупали хибарки на самых окраинах селений, на отшибе, ближе к лесам и подальше от людских глаз, чтобы незаметно, через огороды ночами могли прийти сюда люди. Живет такая старушка на отшибе, мало кто ею интересуется, а у нее в чуланчике или в сарае за дровами идет служба. И народ там стоит, пришедший лесными тропами за много километров.
На одном месте батюшка долго не засиживается — опасно. И вот темными ночами бредут старичок со старушкой за двадцать километров. На рассвете, еще не пропели петухи, а они уже в другом месте, в другой хате, а там все готово для службы, и дожидаются их духовные дети, заранее предупрежденные.
И так из года в год ходят старички проселками. В котомках у них — облачение, сшитое из марли, на груди — дарохранительница. У этих старичков есть имя и сан, есть великое мужество и преданные чада, хранящие их тайну как зеницу ока. Но промеж себя в разговорах все чада упоминают о какой-то «тёте»: «тётя сказала», «тётя просила», «тётя ушла, но скоро будет».
Так одной из «тёть» был архимандрит Серафим (КЛИМКОВ) (1893-1970), который ходил пешком по городам и весям с 1936 по 1941 год. За ним охотились, как за волком, оценив его голову в 25 тысяч рублей, — но иуды среди чад не нашлось. Отец Серафим сыграл огромную роль в жизни моей мамы и многих сотен других людей, принося безкровную Жертву «о всех и за вся»...
Богословие эпохи «ВОЙНА — ЭТО ГРОЗОВАЯ ТУЧА, ОБРАЗУЮЩАЯСЯ ИЗ ИСПАРЕНИЙ ЗЛА»
Отчего грянула в 1941 году Великая война? Оттого, что в народе накопилось много зла, были предательства и доносы, неправедные суды, засилье лжи и страха. Вот как писал об этом святитель Василий ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ:
«Не следует забывать, что война есть несчастье, и притом несчастье народное, стихийное, не зависящее от воли отдельных личностей. Нравственный вопрос здесь о том, желаем ли мы разделить несчастье, обрушившееся на наш народ, или предпочитаем уклониться от него, предоставив нести его другим. Люди с чуткой совестью живо сознавали эту обязанность — «друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов».
Но если война — народное бедствие, то, очевидно, на каждом из нас лежит обязанность предотвращать ее, насколько это от нас зависит. Каким образом? Война — это грозовая туча, образующаяся из испарений зла. Мелкие, злые, противонравственные деяния отдельных лиц, постепенно накапливаясь, подготовляют грозу войны так же неизбежно, как водяные испарения образуют облака. Это вовсе не мистика.
Обычными причинами современных войн служат погоня за рынками, за наживой или национальное властолюбие. Поэтому каждый человек, живущий интересами личной выгоды, честолюбия, славолюбия, уже тем самым подготовляет ту общественную атмосферу эгоизма, которая рождает войну. Таким образом, на каждом человеке, делающем зло и нарушающем заповеди Божии, лежит ответственность за войну, и уклониться от этой ответственности не имеет права никто, ибо он был в своей мере виновником войны.
Отсюда вывод: жизнь во Христе, жизнь праведная, в соблюдении заповедей Божиих есть лучшее средство предупреждать войну, и в этом состоит обязанность каждого гражданина, действительно заботящегося о благосостоянии своей страны и своего народа».http://vestnik.otradny.net/
| |
Рейтинг: 24 | Подготовила Н.Васильева 07.02.2018 |
Скажу лишь одно, что без веры в победу, без искренности и твердости, уверенности, настойчивости любую болезнь одолеть невозможно. Соберитесь духом, станьте сильнее, одолейте боль и вы будете победителем! Обязательно будете! Не надо хныкать и плакать лёжа в постели. Вперёд и только вперёд!