История далекая и близкая
| |
Е.И.КАРАУЛЬЩИКОВА: «И даже лошади сражались за победу!» | |
Испокон веков лошади живут бок о бок с человеком и берут на себя часть его тяжелого трудового бремени — как в мирные, так и в лихие военные времена. Верно и преданно служат они людям: пашут землю, возят грузы, несут в седле воинов. Во время Великой Отечественной войны лошади были незаменимыми помощниками нашим бойцам. За сутки они могли преодолеть расстояние до 100 км, могли пройти даже там, где не пройдёт никакая техника, притом пройти тихо и незаметно. А их невероятное чутье не раз спасало людей от неминуемой гибели. Интереснейшая история, рассказанная ветераном образования Евдокией Ивановной КАРАУЛЬЩИКОВОЙ, — еще одно тому подтверждение...
НА ФРОНТЕ
— До войны жили мы в Саратовской области. Мой отец Иван Григорьевич БЛАГОВ очень любил лошадей и работал конюхом в совхозе имени Тельмана. На фронт его призвали 15 декабря 1942г., когда ему был 41 год. Он прошел двухнедельные курсы военной подготовки, а потом ему дали двух лошадей, повозку и направили под Сталинград, где шли самые ожесточенные бои.
Папа рассказывал нам, как перевозил на своих кобылках боеприпасы и раненых в госпиталь. Работы всегда было много, армия ежедневно несла огромные потери. Однако наши солдаты проявляли такую стойкость, такой массовый героизм, что встали насмерть на волжском берегу и заставили группировку немецких войск увязнуть в оборонительных боях, а потом окружили ее и завершили разгром. 2 февраля 1943г. враг капитулировал, 24 генерала и известный фельдмаршал ПАУЛЮС добровольно сдались в плен.
Эта победа стала переломной в ходе войны. Следствием ее стало то, что весной 1943г. Турция отказалась от вторжения в СССР, Япония не начала запланированный сибирский поход, а Румыния, Италия и Венгрия стали искать возможность для выхода из войны и заключения мира с Великобританией и США. Союзники Германии признали тот неоспоримый факт, что войну с русскими выиграть невозможно. Часто вспоминаю слова знаменитого немецкого канцлера БИСМАРКА, который говорил: «Никогда не воюйте с русскими. Русские долго запрягают, но быстро едут».
После битвы под Сталинградом в апреле 1943г. нашему папе дали 10-дневный отпуск. Мне было 11 лет, и я хорошо запомнила тот радостный день, когда он приехал домой. Мы с мамой выбежали его встречать, а он крепко нас обнял и расцеловал. Мама поспешила растапливать печь в бане, принялась стирать его одежду. Сколько вшей в ней было! Чтобы их вывести, она выкопала в земле ямку, сложила в нее всю отцовскую одежду и присыпала землей. Через несколько дней мы её откопали, от вшей не осталось и следа.
После обеда мы с мамой принялись расспрашивать отца о войне. Он рассказывал нам, как наши войска шли в наступление, как переживали лютые морозы, теснясь в сырой землянке. При этом очень тревожился о пленных:
— Мы-то ладно, нас горячим чаем поили да сытным обедом кормили, а к ужину фронтовые 100 грамм наливали. Ближе к ночи мы сбивались покучнее, прижимались друг к другу, как цыплята, укрывались шинелями и крепко засыпали. А вот немцам досталось! Их под конвоем вели по морозу в лохмотьях, некоторые шли по снегу босыми ногами. Жалко было на них смотреть…
Директор совхоза, узнав о приезде нашего отца, попросил женщин села напечь побольше хлеба да насушить из него сухарей, чтобы потом отправить их с отцом на фронт. В итоге получилось два больших мешка, набитых доверху. После отпуска папу направили в Ленинград. Впоследствии он рассказывал, как по дороге попал в село Михайловское, в пушкинские места. Побывав в доме-музее великого русского поэта, простой деревенский житель был искренне удивлен тому количеству книг, которые он там увидел.
— Изба, как изба, убранство скромное, но все комнаты были забиты книгами, — вспоминал он позднее.
В Ленинграде отец задержался ненадолго, оттуда его направили в Берлин. Так и ехал он на своих колхозных лошадках по дорогам войны — от Саратова до Берлина, где и встретил победу.
— Когда дошли до Германии, я понял, почему немцы двинулись на нас войной, — рассказывал он нам уже в мирное время. – Там так мало земли, что они надстраивают вторые этажи к своим домам. Ребенок только народился, а родители уже думают, где его размещать. Тесновато у них, вот, может, поэтому и позарились они на необъятный русский простор.
Пройдя всю войну, наш отец даже ни разу не был ранен — 26 сентября 1945г. вернулся домой целым и невредимым — на тех же лошадях, на которых и уезжал на фронт. Только рядом с одной кобылицей семенил жеребенок, родившийся во время войны.
Мама принялась расспрашивать: где, мол, ты был до осени? Ведь победу объявили еще в мае, и все односельчане-фронтовики уже дома.
— Когда мы возвращались домой и дошли до Польши, то всех, кто был с лошадьми, направили на сбор урожая, — объяснял отец.
Мама не унималась:
— А вот сосед немецкие деньги жене привез, а ты какой-то ватман да тетрадки.
— Ватман и тетради я купил для дочери по совету лейтенанта ДУЛЬНЕВА, своего друга и боевого товарища. А немецкие марки и у меня были, только я их все по дороге потратил на корм для своих лошадок. Вы-то дома войну пережили, а они Отечеству служили, вместе с людьми сражались за победу. Так что корма для них я не жалел...
Отец всегда восхищался лошадьми и утверждал, что они умнее и чувствительнее людей. Не раз они спасали ему жизнь. Когда в небе появлялся наш самолет, они смиренно продолжали свой путь, но стоило вдалеке показаться вражеской «птице», как они отбегали в кусты и тут же припадали к земле. Видимо, они отличали самолеты по звуку мотора, едва заслышав его вдалеке.
Припоминаю еще одну историю, рассказанную отцом. Однажды ему поручили отвезти в штаб пожилого пленного немца:
— Едем мы с ним вдвоем, я молчу, и он молчит, друг друга все равно не понимаем. И жалко мне как-то стало старика, решил угостить его сигаретой. Только полез в карман, как он нажал на курок. В тот миг лошадь дернула, прозвучал выстрел, но пуля прошла мимо. Разозлился я тогда на него и поколотил со злости. А лошадку, спасительницу свою, обнял и поблагодарил.
Кстати сказать, на лошадях папа служил и в гражданскую войну. Вывозил трупы людей, погибших от чумы. Подумать страшно, сколько всего пережил он вместе со своими любимыми лошадками! Встречался с предательством и разочарованием, не раз видел смерть, но через все годы и испытания смог пронести ту доброту, честность и открытость, что были дарованы ему Богом от рождения.
В ТЫЛУ
Война не обошла никого. Она коснулась и тех, кто был на фронте, и тех, кто остался в тылу. Из-за войны мне пришлось бросить школу. Она находилась в соседнем селе, в пяти километрах от нашего совхоза, и мама не рискнула отправлять меня одну в такую даль. В семье я была единственным ребенком, и мама боялась меня потерять, а мне очень хотелось учиться. Тогда мама пообещала мне, что я продолжу учебу, как только закончится война.
Когда отца забрали на фронт, маму назначили конюхом. Я помогала ей чистить конюшню, кормить лошадей. Однажды к нам домой пришел директор совхоза и сказал маме: «Раз твоя дочь не учится, пусть идет работать». И меня приняли на ферму помощницей телятницы.
Дети работали наравне со взрослыми. Зимой мы трудились на ферме, летом – на полях, никаких каникул у нас не было. Когда выпадала свободная минута, играли на улице, чаще всего в «войнушку»: прятались по кустам, сидели в засаде, стреляли из-за угла.
Помню, как мы боялись, едва заслышав свист снарядов. В 1942-1943 годах, когда неподалеку от наших места гремела Сталинградская битва, вечером залазили на крыши сараев и смотрели, не обстреливают ли город Энгельс, который располагался в 70-80 км от нашего села.
Бывало, и голодали, собирали по округе лебеду, ходили в лес за ягодой, грибами, орехами. Тогда народ выжил благодаря самоотверженному труду, знанию природы, практическим навыкам сельской жизни. И на первом месте всегда были доброта и взаимовыручка.
А сейчас не каждая молодая девушка, выходя замуж, умеет выполнять даже простую домашнюю работу: готовить, стирать, гладить, убирать в доме. Вот поэтому семьи и распадаются. Мы с мужем построили свой дом в Отрадном за три года, сажали плодовые деревья на участке, выращивали овощи, крутили банки на зиму. По примеру родителей и дети выросли в труде. Без труда человек не может жить и полноценно развиваться.
Нелегко приходилось русскому народу в войну и послевоенные годы. Когда папа вернулся с войны, мы переехали в другое село, и я продолжила обучение в школе, как обещала мама. Потом поступила в Самарский пединститут. Будучи студенткой, приезжала к родителям на выходные и всегда ходила к отцу на конюшню. Чистила лошадкам шерстку, раздавала корм, водила купаться к реке.
Уже после войны случилась одна интересная история. Как-то раз в наш совхоз забрели погонщики лошадей. Всю ночь они гуляли, выпивали, а наутро исчезли, оставив 18 маток и одного жеребца. Оставшись без хозяев, лошади бродили по всему селу. Директор совхоза распорядился загнать их в конюшню. В те времена пристроить и прокормить такой табун было нелегко. И без того на фермах было много скотины, да и с кормом случались перебои. Кое-как пережили они зиму.
Весной пошла зеленая травка, и кони стали пастись на лужайках, каждая кобылка принесла по жеребенку. Всё бы ничего, но пришлый табун так и норовил убежать в поле, полакомиться пшеничными и овсяными всходами. Вожак не желал никому подчиняться и строго охранял свой гарем, даже близко никого не подпускал. Отца вызывали в прокуратуру и отчитали за халатность, ему грозил высокий штраф. В послевоенные годы каждое зернышко было на счету, а чужие лошади могли нанести большой урон урожаю.
В ответ отец только развел руками: тяжело мне в одиночку с таким табуном управляться. Тогда на совете было принято решение распределить коней по другим отделениям совхоза. А за то, что отец не допустил зимой падежа животных да еще удвоил поголовье табуна, ему выписали премию – 7 тысяч рублей! В то время это были большие деньги. На них родители купили мне новое пальто, шапку и ботинки.
Любовь к этим удивительным животным передалась мне от отца, а от меня — к сыну. Уже в зрелом возрасте он увлекся разведением породистых лошадей. Неоднократно его любимцы становились победителями всевозможных конкурсов и соревнований, а 30 коней были отобраны для почетной службы в Кремле в Президентском полку.http://vestnik.otradny.net/
| |
Рейтинг: 30 | Записала Л.Денисова. Фото из личного архива Е.И.Караульщиковой 21.02.2018 |
Скажу лишь одно, что без веры в победу, без искренности и твердости, уверенности, настойчивости любую болезнь одолеть невозможно. Соберитесь духом, станьте сильнее, одолейте боль и вы будете победителем! Обязательно будете! Не надо хныкать и плакать лёжа в постели. Вперёд и только вперёд!