К осени 1940 года, автобронетанковые войска РККА, согласно приказу НКО СССР № 0283 от 24 октября 1940 года, в результате всех организационно-штатных преобразований в вооружённых силах СССР, имели в своём составе отдельный батальон броневых дрезин и отдельный дивизион броневых поездов.
К началу Великой Отечественной войны в СССР имелось около 80 бронепоездов, 23 из которых входили в состав войск НКВД, а остальные состояли на вооружении Красной армии.
Во время Великой Отечественной войны бронепоезда и железнодорожная артиллерия (к бронепоездам не относилась) оставались на вооружении. После начала войны был построен ряд новых бронепоездов, развёрнуты железнодорожные батареи противовоздушной обороны. Бронепоездные части сыграли определённую роль в Великой Отечественной войне, в первую очередь, в охране железнодорожных коммуникаций оперативного тыла.
На советско-германском фронте бронепоезда использовали обе воюющие стороны. С советской стороны в годы войны действовало около 200 бронепоездов. В период Великой Отечественной войны дивизионами бронепоездов было уничтожено 2 вражеских бронепоезда, 370 танков, 115 самолетов, свыше 1000 орудий, миномётов и пулемётов противника, 712 автомобилей и 160 мотоциклов.
Как-то трудно представить себе эффективность бронепоездов на передовой линии фронта. За 41-й год немцам удалось уничтожить 21 бронепоезд РККА. В следующем году погибло в два раза больше бронированных составов – 42. В то же время, за 1943 немцы смогли разделаться только с двумя бронепоездами, и с тех пор подобная отечественная техника фатальных повреждений не получала. За 1944-45 годы не было потеряно ни одного бронепоезда. Главными причинами больших потерь в начале войны видятся особенности боев того времени. Зачастую бойцы-железнодорожники оставались прикрывать отход красноармейцев и фактически были смертниками. К тому же, немецкие танки и самолеты в первые два года войны представляли собой слишком большую силу, чтобы предвоенные бронепоезда могли с ней бороться на равных. Соответственно, когда появилась возможность строить достаточное количество танков и усиливать вооружение бронепоездов, потери последних значительно сократились. И даже привязанность поездов к железной дороге к этому времени перестала нести опосредованную угрозу для подвижного состава и экипажа.
Бронепоезд "Московский метрополитен". В конце 1942 года на деньги, собранные работниками метрополитена, был построен бронированный подвижной железнодорожный состав «Московский метрополитен». В составе 60-го отдельного дивизиона бронепоезд был тут же направлен на главный участок фронта - на Курскую дугу. В его состав входили: бронепаровоз «Ов», две артиллерийские бронеплощадки с башнями от танков Т-34 и пулеметами для кругового обстрела, две площадки ПВО и платформы прикрытия с аварийным комплектом конструкций пути.
Бронепоезд «Истребитель немецких захватчиков» был построен в начале 1942 года и в мае направлен на Сталинградский фронт в составе 33-го отдельного дивизиона. В его состав входили: бронепаровоз «Ов», четыре артиллерийские бронеплощадки, каждая из которых была вооружена 76-мм танковой пушкой Л-10, установленной в башне и 5 пулемётами ДТ, а также платформы прикрытия.
Бронепоезд «Москвич» был построен в марте 1942 года и входил в состав 32-го отдельного дивизиона бронепоездов, участвовавшего в битве за Ленинград. В его состав входили: бронепаровоз «Ов», четыре артиллерийские бронеплощадки с башнями для 76-мм танковых орудий и пулеметами для кругового обстрела, одна площадка ПВО с 25-мм автоматической зенитной пушкой обр. 1940 г. (72-К) и платформы прикрытия.
Бронепоезд «Козьма Минин» был построен в феврале 1942 года и входил в состав 31-го отдельного дивизиона бронепоездов, экипаж которого в дни Курской битвы обеспечивал огневую поддержку наступающим войскам 61-й армии. В его состав входили: бронепаровоз «Ок», две артиллерийские бронеплощадки с двумя 76-мм орудиями, установленными в башнях от танка Т-34, на каждой, две зенитно-миномётные бронеплощадки, с двумя автоматическими зенитными пушками и реактивной установкой 8-М-24 на каждой, и платформы прикрытия. В настоящее время бронепоезд «Козьма Минин» - в музее железнодорожного транспорта в Нижнем Новгороде.
К началу Великой Отечественной войны в СССР имелось около 80 бронепоездов, 23 из которых входили в состав войск НКВД, а остальные состояли на вооружении Красной армии.
Во время Великой Отечественной войны бронепоезда и железнодорожная артиллерия (к бронепоездам не относилась) оставались на вооружении. После начала войны был построен ряд новых бронепоездов, развёрнуты железнодорожные батареи противовоздушной обороны. Бронепоездные части сыграли определённую роль в Великой Отечественной войне, в первую очередь, в охране железнодорожных коммуникаций оперативного тыла.
На советско-германском фронте бронепоезда использовали обе воюющие стороны. С советской стороны в годы войны действовало около 200 бронепоездов. В период Великой Отечественной войны дивизионами бронепоездов было уничтожено 2 вражеских бронепоезда, 370 танков, 115 самолетов, свыше 1000 орудий, миномётов и пулемётов противника, 712 автомобилей и 160 мотоциклов.
Как-то трудно представить себе эффективность бронепоездов на передовой линии фронта. За 41-й год немцам удалось уничтожить 21 бронепоезд РККА. В следующем году погибло в два раза больше бронированных составов – 42. В то же время, за 1943 немцы смогли разделаться только с двумя бронепоездами, и с тех пор подобная отечественная техника фатальных повреждений не получала. За 1944-45 годы не было потеряно ни одного бронепоезда. Главными причинами больших потерь в начале войны видятся особенности боев того времени. Зачастую бойцы-железнодорожники оставались прикрывать отход красноармейцев и фактически были смертниками. К тому же, немецкие танки и самолеты в первые два года войны представляли собой слишком большую силу, чтобы предвоенные бронепоезда могли с ней бороться на равных. Соответственно, когда появилась возможность строить достаточное количество танков и усиливать вооружение бронепоездов, потери последних значительно сократились. И даже привязанность поездов к железной дороге к этому времени перестала нести опосредованную угрозу для подвижного состава и экипажа.
Бронепоезд "Московский метрополитен". В конце 1942 года на деньги, собранные работниками метрополитена, был построен бронированный подвижной железнодорожный состав «Московский метрополитен». В составе 60-го отдельного дивизиона бронепоезд был тут же направлен на главный участок фронта - на Курскую дугу. В его состав входили: бронепаровоз «Ов», две артиллерийские бронеплощадки с башнями от танков Т-34 и пулеметами для кругового обстрела, две площадки ПВО и платформы прикрытия с аварийным комплектом конструкций пути.
Бронепоезд «Истребитель немецких захватчиков» был построен в начале 1942 года и в мае направлен на Сталинградский фронт в составе 33-го отдельного дивизиона. В его состав входили: бронепаровоз «Ов», четыре артиллерийские бронеплощадки, каждая из которых была вооружена 76-мм танковой пушкой Л-10, установленной в башне и 5 пулемётами ДТ, а также платформы прикрытия.
Бронепоезд «Москвич» был построен в марте 1942 года и входил в состав 32-го отдельного дивизиона бронепоездов, участвовавшего в битве за Ленинград. В его состав входили: бронепаровоз «Ов», четыре артиллерийские бронеплощадки с башнями для 76-мм танковых орудий и пулеметами для кругового обстрела, одна площадка ПВО с 25-мм автоматической зенитной пушкой обр. 1940 г. (72-К) и платформы прикрытия.
Бронепоезд «Козьма Минин» был построен в феврале 1942 года и входил в состав 31-го отдельного дивизиона бронепоездов, экипаж которого в дни Курской битвы обеспечивал огневую поддержку наступающим войскам 61-й армии. В его состав входили: бронепаровоз «Ок», две артиллерийские бронеплощадки с двумя 76-мм орудиями, установленными в башнях от танка Т-34, на каждой, две зенитно-миномётные бронеплощадки, с двумя автоматическими зенитными пушками и реактивной установкой 8-М-24 на каждой, и платформы прикрытия. В настоящее время бронепоезд «Козьма Минин» - в музее железнодорожного транспорта в Нижнем Новгороде.