Первая в истории экспедиция россиянок покорила самую высокую гору планеты!
Останавливать на скаку коней или входить в горящие избы нашим соотечественницам уже неинтересно. В мае 2016-го на самую высокую гору планеты Эверест отправилась первая женская российская экспедиция.
Из семи участниц осуществить задуманное удалось двоим. Как все происходило, "С.-И." рассказала 34-летняя москвичка Ирена Харазова.
Из дневника Ирены Харазовой:
"Влад налил нам по сто граммов виски для успокоения нервов. Я всплакнула перед шерпом (шерп - непалец, гид-проводник на восхождении. - Прим. авт.), пообещав, если склею ласты - моя семья его озолотит, пусть только он притащит мой труп вниз. Взяла с него обещание, что он не оставит меня там висеть примороженной на веревке, чтоб в следующие годы китайцы, фотографируя мой окоченелый труп, не говорили: "А, это Харазова - самонадеянная баба из экспедиции 2016 года, так волновалась, что выдышала все баллоны и окочурилась, не дойдя до вершины". Ну, или если невозможно будет потащить меня вниз, пусть распустит волосы и снимет с лица все попоны. Лежать, так красиво хотя бы!!!"
Лекарство от любви
Всего-то пять лет назад Ирена была обычной московской девушкой. Ни разу не ходила в поход и не могла даже себе представить, что значит спать в палатке. Работала в нефтяной компании, хорошо зарабатывала. Только вот личная жизнь складывалась не так, как хотелось бы.
- Влюбилась в назойливого придурка, а с ними всегда одни страдания, - вспоминает Ирена. - Чтобы выкинуть его из головы, решила провести отпуск в Африке. Мы как раз летели с Занзибара, когда летчик произнес: "А теперь посмотрите налево, это легендарная гора Килиманджаро. Тот, кто хочет себе что-то доказать, покоряет ее".
Доехав до Москвы, Ирена сразу же организовала поездку на восхождение. Несчастная любовь была забыта, появилась страсть - взаимная, к горам.
- Когда ты понимаешь, что можешь стоять на вершине и смотреть на этот мир сверху вниз, появляются высокомерные мысли о том, что теперь ты можешь все. И я решила поучаствовать в суперпроекте "Семь вершин" - покорить 7 самых высоких точек на 7 континентах.
Из дневника Ирены Харазовой:
"Пять часов мы шли без отдыха, перед выходом я сожрала 4 таблетки имодиума, чтоб не оказаться в кошмарной истории, когда альпинисту приспичивает "по-большому" на горе, на высоте 8700. В комбезе с обвеской. И вокруг 80 человек... Уже вижу вершину, и тут началась ж..а. Китайцы, которые поднялись раньше нас, пошли вниз. Чтоб вы себе представили это: тропа шириной 50 см над пропастью в 7 километров. И на ней люди пытаются разойтись, застрахованные одной веревкой и одним карабином на самострахе. Кому-то даже приходится снимать страховку, чтобы пропустить другого. Был адский замес, все боятся отстегиваться, дрожат над пропастью. Потеряли в пробке полтора часа".
Завещание перед отпуском
После Килиманджаро (5895 м) - высочайшей вершины Африки, был Эльбрус (5642 м) - высшая точка Европы, массив Винсон (4897 м) - самый большой в Антарктиде, Мак-Кинли (6190 м) - Северная Америка, Аконкагуа (6962 м) - Южная Америка. Последняя - самая сложная гора Южной Америки - покорилась Ирене только с третьего раза.
И вот настала очередь великого Эвереста (8848 м).
Ходить в горы позволить себе может далеко не каждый. Не говоря уже про физическую форму - она само собой разумеется, - нужно быть готовым психологически. Горы проверяют людей "на слабо" и слабаков даже близко к себе не подпускают. К тому же альпинизм - дорогое удовольствие.
Экспедиция на Эверест обошлась Ирене в $40 тыс. На всякий случай она написала завещание и была морально готова, что может не вернуться. Эверест уже забрал жизни более 200 человек, которые пытались его покорить. Впрочем, со спортом Ирена дружила всегда - перед экспедицией в Гималаи в качестве "разминки" проехала на велике по Латинской Америке 2000 километров.
- Только мама боялась и категорически не хотела меня отпускать, - рассказывает Ирена. - Пришлось пообещать, если она меня благословит, отблагодарю тем, что выйду замуж и подарю ей внука.
Правда, пока на примете кандидатов на роль мужа у Ирены нет. Она говорит, очень сложно найти единомышленника:
- Будучи максималистом, я когда-то сказала себе: или это будет идеал мужчины в моем понимании, либо я останусь одна. Но на "полставки" не соглашусь.
Из дневника Ирены Харазовой:
"В день нашего восхождения первой погибла девушка из Австралии. Веган. Пыталась доказать миру, что силы мясоедов и веганов равнозначные. Она развернулась, не дойдя до вершины, заночевала на 8000-х в лагере, а наутро ее уже спускали вниз. Скончалась на руках у мужа в нижнем лагере, которого эвакуировали с отеком легких. Ей всего было 34. Вторым был 35-летний голландец. Он дошел до вершины, спустился в лагерь на 8000 метров и отказался идти вниз. Ему дали дополнительный кислород, он поел, выпил воды, его оставили в покое. Но утром он не проснулся. Потом пропали без вести трое индусов и один шерп".
Музей "Эверест"
Экспедиция длилась 42 дня. Наши альпинистки под предводительством Алексея Абрамова, президента компании "Семь вершин", то набирали высоту, то спускались, чтобы пройти акклиматизацию и адаптироваться. Что значит ночевать на высоте выше 7000 метров - описать практически невозможно. Если мороз "всего" –17, то это считается тепло. Только те, кто бывал в подобных условиях, знают, что такое вылезти из нагретого мешка и теплой палатки, одеться в полную экипировку и выйти на мороз.
- Голова ватно-расплющенная, рожа помятая и опухшая. И уже не помещается в походном зеркальце, - вспоминает Ирена. - На еду невозможно смотреть. Меня накрыла горняшка - двое суток рвало, тошнило и мутило. Кашель был, как у шахтера, который двадцать лет не поднимался на поверхность.
Никто из членов экспедиции не знал, выживет или останется одним из "экспонатов" в музее Эвереста.
- Помню, как рассвело, и я увидела эти "экспонаты" - навеки застывшие тут. Как нарекание, что не каждому дается высшая точка мира, - вспоминает Ирена. - Больше всего меня потрясла история американца, который лежал недалеко от тропы. Больной раком 4-й степени, он умер, не дойдя 50 метров до вершины. Когда его вещи спустили вниз и включили телефон, чтобы набрать жену, до нее долетели смс от мужа, которые он набирал незадолго до гибели. Только на следующий день все-таки ей позвонили. Но она стала уверять, что муж жив - ведь она только вчера переписывалась с ним.
Во время экспедиции Ирена плакала каждый день, думала о счастливых минутах своей жизни, представляла обычные картинки из повседневности, которую мы не привыкли ценить, но которая становится бесценна в таких условиях, как эти.
Из дневника Ирены Харазовой:
"Теперь о вершине: это такой снежный карниз, очень покатый, и все на нем топчутся. Там же висят буддистские флажки с молитвами. На ней стоять опасно, поэтому все встегиваются в веревку и крутятся не дальше своих самострахов. А рядом с тобой восьмитысячники, которые с высоты Джомолунгмы смотрятся коротышками! А семитысячники - просто сопки! Сколько же мощи в горах! Непоколебимые исполины что хотят, то и сделают с тобой, если им будет не лень забавляться с твоей жизнью".
Армянка на Джомолунгме
Они ждали неделю, пока стихнет ветер, прекратится метель, и лишь потом пошли наверх, на штурм.
- У нас не было радости на вершине, мы думали лишь о том, чтобы спуститься вниз живыми. Дойти до вершины - это 30% успеха. Как правило, все смерти происходят на обратном пути. Радовались уже внизу, когда пришло осознание, что все удалось, что все живы, руки-ноги целы. Но и то не сразу. Сначала хотелось только спать, - продолжает Ирена. - Я сутки ничего не ела, шла 17 часов без остановки. Хотелось одного - снять с себя вонючую одежду и закинуть свои кости в палатку.
Из семи девушек четверо поднялись на высоту 7000 метров. Одна не дошла до вершины 300 метров. Людмила Коробешко, самая известная у нас в стране альпинистка, покорила Эверест третий раз вместе с мужем. Кстати, они установили мировой рекорд - стали единственной парой на планете, которая была на Джомолунгме трижды. А Ирена Харазова стала первой армянкой, покорившей Эверест.
И теперь надо выполнять обещание, которое она дала маме, - выходить замуж и рожать внуков.
- Взойти на Эверест для меня проще, чем лишиться свободы, отдать себя кому-то в руки, - улыбается Ирена. - Но раз обещала маме, начинаю заниматься и этим вопросом. Дала себе время - год. Теперь, когда Эверест взят, следующая "высота" - ЗАГС.
Из дневника Ирены Харазовой:
"Какое счастье, что все закончилось так удачно для всех!!!! Мы живы и здоровы. Только лицо у меня немного поморозилось в форме ледоруба:) но, думаю, это не страшно. Тот, кто мной заинтересуется, вряд ли соскочит из-за кусочка обожженной кожи:) Да и что это в сравнении с тем, что я была ТАМ!!!!! ТАМ - на "крыше мира"!!!!!!!!!!!
З.Ы. И, конечно же, восхождение на Эверест - это самая эффективная, но чертовски дорогая диета:) У меня теперь талия - как у Люси Гурченко:)))))))
Для меня Эверест навсегда останется на призовом пьедестале моих физических достижений и будет венцом того, что можно захотеть любое безумство и достичь его, если верить в себя!!!"http://www.s-info.ru/