17 сентября исполняется 80 лет создателю культовых фильмов «Москва слезам не верит» и «Любовь и голуби» Владимиру Меньшову. Его жизнь – пример невероятно удачливой творческой и личной судьбы. Недаром в этом году в его мастерскую во ВГИКе поступало 900 человек при наборе в 30. Меньшов известен как очень принципиальный человек и своих учеников учит тому же – тому, что только мощная личность может создать по-настоящему серьёзное кино.
Сам Владимир Меньшов признаётся, что ему очень непривычно общаться с журналистами не по поводу своего фильма или работы, а в связи с возрастом: «Надо как-то найти в себе силы и примириться с этой цифрой, которую все вокруг называют. А я к ней не могу привыкнуть. 80 – это про меня? Боже мой! Про меня. Не очень легко с этим смириться, но обнадёживает, что всё большее количество людей доживает до этих лет и даже больше. Недавно ушедший Марлен Хуциев дожил до 92 лет».
Начало его трудовой биографии никак не предвещало такой блистательной кинокарьеры. Родился Владимир Меньшов в Баку, но, когда ему было восемь лет, семья переехала на Север – в Архангельск. И любовь к Северу осталась у него на всю жизнь. «На меня незабываемое впечатление произвели три года жизни в Архангельске: белые ночи, северное сияние, снег – после Баку-то, – лыжи, коньки. В общем, досталось мне красивой арктической жизни».
После школы работал на шахте в Воркуте, на заводе в Астрахани, потом год был моряком на водолазном катере. Как он говорит – удалось поработать на земле, под землёй и под водой – в тяжеленном водолазном скафандре. Но мечта при этом была одна – поступить во ВГИК.
– Все одноклассники уже в институтах, а я ещё нет. Мне говорили: ты что, с ума сошёл? Какой ВГИК, какое кино? Это же всё для избранных. Я знал только о ВГИКе, когда ехал в Москву. Да и вообще вся жизнь мне представлялась через кино – я очень увлёкся кинематографом. Актёры были кумирами тогдашнего времени. В частности, я очень любил Николая Николаевича Рыбникова. Фильм «Весна на Заречной улице» произвёл на меня неизгладимое впечатление, и до сих пор помню его наизусть.
Я приехал поступать во ВГИК с одним своим товарищем из Астрахани. Он был серьёзной фигурой в самодеятельности, выступал на концертах, читал Маяковского. Он подготовился к поступлению, а я приехал, даже толком не понимая, что надо какие-то стихи читать. Я думал – надо просто прогуливаться перед комиссией и она скажет, годишься или нет. И первый день мы просто трусили переступить порог ВГИКа – сидели напротив на скамейке и смотрели с обожанием и завистью на ребят, которые оттуда выпархивали. На второй день пошли и увидели, сколько там таких желающих: конкурс был человек 200 на место.
Я прошёл первый тур и получил место в общежитии. Неделю там жил до следующего тура и напитывался вгиковской атмосферой. А это особая атмосфера. Там были бессонные ночи с такими высокими спорами, к которым я только издали мог прислушиваться. Вот красный цвет в фильме «Идиот» Пырьева… Какой цвет, какой Пырьев?.. Но задохнулся от счастья и понял, что это мой мир. Вот это было для меня важно. Потому что очень многие люди, проваливаясь на вступительных экзаменах, возвращаются в свой родной город и идут в пед- или мединститут, понимая, что кино – не для них. А эта неделя решила мою жизнь. Я понял, что мне это интересно.
Но тогда в заветный ВГИК он не поступил. И только на следующий год стал студентом актёрского факультета Школы-студии МХАТ. А в 1970 году всё-таки закончил аспирантуру при кафедре режиссуры ВГИКа (мастерская Михаила Ромма). Ну а настоящий успех – на всю страну и даже мир – пришёл к нему только в сорок лет, когда в 1979 году на экраны вышел культовый фильм «Москва слезам не верит». Кстати, знаменитая фраза из этого фильма «В сорок лет жизнь только начинается» стала пророческой и для самого режиссёра. Спустя два года фильм был награждён премией «Оскар» Американской академии кинематографии как лучший иностранный фильм года. Причём сам режиссёр даже не знал о том, что его фильм послали на престижный конкурс.
– Руководство Союза кинематографистов на каком-то тайном заседании приняло это решение. Оно было продиктовано тем, что картина чрезвычайно понравилась членам Политбюро и лично Леониду Ильичу Брежневу. Они решили с ним не спорить и послать картину, будучи уверенными, что она обречена на провал. А она получила «Оскар». Это был эффект разорвавшейся бомбы.
Сегодня Владимир Меньшов как председатель Российского оскаровского комитета сам решает, какие отечественные картины выдвигать на американскую премию. И иногда бывает чрезвычайно принципиален. Так, в 2011 году отказался подписывать решение членов комитета о выдвижении на «Оскар» фильма Никиты Михалкова «Цитадель».
– Почему я занял такую принципиальную позицию? В этом же году фильм Звягинцева «Елена» получил приз на Каннском фестивале. И только что перед нашим заседанием получила главный приз фестиваля в Венеции картина «Фауст» Александра Сокурова. Мы же имели дело с картиной, которая, называя вещи своими именами, провалилась в прокате. И я спрашивал членов жюри: «Чем я буду мотивировать ваш выбор?». Они опустили глаза и молчали.
Впрочем, Владимир Меньшов известен своей принципиальной позицией по вопросам, которые задевают его напрямую. Так, в 2007 году на церемонии вручения кинонаград, организованной каналом MTV Россия, он прямо на сцене отказался вручать приз фильму «Сволочи», объяснив свою позицию так: «Я надеялся, что пронесёт – не пронесло. Вручать приз за лучший фильм этому фильму, достаточно подлому и позорящему мою страну, я попросил бы Памелу Андерсен. Я, к сожалению, этого делать не буду». Бросил конверт на пол и ушёл.
Своих учеников, который поступают к нему в актёрско-режиссёрскую мастерскую во ВГИКе (в этом году пытались поступить сразу 900 человек при необходимых 30), он учит тому же: «Учу отношению к жизни. Если есть мощная личность с принципами, то она перерастает в большое серьёзное кино. Если этого нет, то мастеровитость не спасает».
Сегодня мастер вместе с учениками снимает фильм к 100-летию ВГИКа. И с этим тоже связана своя история.
– 50 лет назад к 50-летию ВГИКа мне поручили снять фильм. Я начал его снимать, и получился очень интересный материал. Но случился конфликт с Тамарой Фёдоровной Макаровой (супруга режиссёра Сергея Герасимова), которая вдруг увидела некоторую насмешку над своим мужем. Хотя там не было ничего такого – была одна чуть шутливая фраза. Но она в итоге закрыла мою картину. А потом её начали перемонтировать разные мастера. И всё испортили до такой степени, что было принято решение – смыть плёнку. Как бы мне сейчас этот материал пригодился! Но ничего не осталось.
Поэтому когда сейчас ректор ВГИК Владимир Сергеевич Малышев услышал эту мою историю, он сказал – будешь снимать к 100-летию. Вроде как реванш взять. Так что лета этого я не видел – активно взялся за работу.
Конечно, журналисты не могли не спросить режиссёра, когда же ждать его новые работы – уже художественные. Оказалось, планы есть, но нет денег.
– Я несколько раз выказывал желание снять фильм. Один раз даже начал. Это был бы фильм об эпохе перед Первой мировой войной. Были найдены артисты, сшиты прекрасные костюмы. Но сумма была настолько маленькой, что я решил снять кусок из фильма – один из центральных эпизодов. А с ним уже просить деньги на весь фильм. Этот 20-минутный отрывок существует, но, к сожалению, денег на продолжение работы найти не удалось.
Ещё была одна попытка – сделать историю о войне в Корее в 50-е годы прошлого века. Это серьёзная страница в нашей истории, которая замалчивается. Мы там проверили свои силы и американцы убедились в наших силах. Денег пока не дают, но буду добиваться.
Не обошлось и без вопроса о секрете семейного счастья. Как известно, Владимир Меньшов много лет живёт в браке с актрисой Верой Алентовой. Секрет оказался прост и сложен одновременно – большая любовь, которая только растёт с годами.