Годы учебы
| |
Воспоминания бывших студентов | |
Не будет преувеличением сказать, что студенческие годы — самое интересное и запоминающееся время. Человек входит в самостоятельную жизнь. Зачеты, экзамены, новые знакомства, дружба, влюбленность, соревнования и туристические походы — столько всего происходит за эти годы!
Юрий Александрович БУРЛАКОВ, директор Отрадненского нефтяного техникума:
— Мне повезло — у меня была богатая студенческая жизнь. После окончания сельской Богородской школы Кинель-Черкасского района поступил в Самарскую банковскую школу, потом окончил два вуза: Самарский государственный технический университет и Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. Поскольку высшее образование я получал заочно, то самые яркие воспоминания о студенчестве связаны с банковской школой, где я учился на дневном отделении. На мой взгляд, студенты средних профессиональных образовательных учреждений отличаются от студентов вузов. Все-таки надо понимать, что в техникумы, колледжи, училища приходят юнцы – выпускники 9-х классов. Это уже не дети, но еще и не взрослые. Они мыслят и живут по-другому.
С самого начала у меня сложились дружеские отношения с однокурсниками. В группе я был назначен заместителем старосты, помогал решать многие организационные вопросы. Мы принимали активное участие в различных проектах, культурных мероприятиях, спортивной жизни учебного заведения.
Практический каждый день был наполнен новыми идеями и яркими эмоциями. Хотелось браться сразу за все. Я записался в секцию бокса, участвовал в художественной самодеятельности. Мы организовывали концерты буквально ко всем праздникам: Дню защитника Отечества и Международному женскому дню, Дню учителя и Дню студента. Всегда основательно готовились к первоапрельскому Дню смеха. Писали шуточные объявления на кабинетах, разыгрывая одногруппников и педагогов. Большинство из них относились к шуткам с пониманием, хотя на кого-то наш юмор оказывал не очень приятное впечатление.
При этом учеба была у нас не на последнем месте. Осваивать новую профессию было интересно. Проходя практику, мы посещали многие банковские заведения города, знакомились с их работой, перенимали опыт профессионалов. В конце учебного года все студенты и преподаватели нашей школы выезжали за город на побережье Волги. Там мы разбивали лагерь, играли в волейбол, купались, загорали, готовили еду на костре. Это было здорово!
Отдельная тема студенчества, о которой можно рассказывать долго, – это общежитие. Думаю, тот, кто прошел эту школу жизни, прекрасно меня понимает. Помню, как мы, собираясь на кухне, вместе варили каши, супы, борщи. Самые сытные дни для нас длились с понедельника по среду, когда все возвращались в город из дома и везли с собой сумки, набитые продуктами. А уже к концу недели студенты довольствовались тем, что осталось. Кто-то приносил овощи, кто-то покупал хлеб, у кого-то еще остались консервы. Но голодающих среди нас никогда не было.
Жизнь в общежитии не затухала даже ночью. Студенты собирались в одной комнате и допоздна пели песни под гитару или просто о чем-нибудь разговаривали. Один из таких вечеров особенно запал мне в душу. Наша группа выпускалась. После торжественного вручения дипломов мы вернулись в общежитие, где нас с концертом встретили студенты первого и второго курсов. Праздничная программа, которую втайне от нас готовили ребята, была очень проникновенной и до слез трогательной. Расставаться было грустно. Все мы очень сдружились и стали одной большой, крепкой семьей.
Очень важно, когда в коллективе тебя понимают, помогают справиться с возникшими сложностями и укажут верный путь. Это особенно ценно, когда ты выходишь из-под родительского крыла и начинаешь самостоятельную взрослую жизнь.
Сегодня смотрю на нынешних студентов и понимаю, что они, по большому счету, ничем не отличаются от нас – студентов прошлых лет. Это такие же веселые, энергичные и творческие парни и девушки. Единственное и самое значительное, на мой взгляд, отличие связано с появлением гаджетов. Современного студента редко встретишь с книгой в руках, их заменили смартфоны, планшеты, электронные книги и т.п. Конечно, есть от них и польза. Но все же они отвлекают подростков от яркой, насыщенной студенческой жизни. К примеру, если раньше мы собирались вечерами в парке и пели песни под гитару, то сегодня молодежь в большинстве своем общается в социальных сетях или играет в компьютерные игры.
Поэтому первоочередная задача родителей и педагогов — направить детей в нужное русло, стараясь использовать гаджеты во благо. В наших силах и интересах помочь им всегда оставаться такими же задорными, жизнерадостными и активными, хорошо учиться и дружить со спортом. Уверен, вместе нам по плечу любые сложности и задачи.
•••
Лариса КРЕМЕР, выпускница Мухановской школы:
— Мне больше вспоминаются не студенческие, а школьные годы. Совсем недавно, оказавшись на школьном дворе, я вдруг вспомнила, как мы играли здесь в классики и салки, перестреливались снежками и валяли друг друга в сугробах. Как делили на весь класс одно яблоко, разрезая его алюминиевой линейкой, и устраивали праздничные чаепития.
Осенью и весной, когда на дорогах становилось грязно, к школьному крыльцу выносили два ведра воды и тряпки для мытья сапог. Вторая обувь у нас была, но всё же в гардероб не принято было входить в грязных сапогах. Тому, кто приходил пораньше, доставалась теплая и чистая водичка, опоздавшим везло меньше.
Каждый класс занимался тимуровской работой, мы навещали одиноких стариков и спрашивали: не нужна ли им какая помощь? Кому-то мыли полы, кому-то подметали двор, ходили в магазин за хлебом или просто беседовали.
В конце учебного года вся школа отправлялась за село на пионерский костер. Здесь проводились спортивные и интеллектуальные соревнования, а к концу дня нам привозили солдатскую кашу и сладкий чай.
Много чего ещё можно вспомнить: прополку картофеля и уборку сахарной свеклы на колхозных полях, соревнования по сдаче макулатуры и ветоши, концерты для ветеранов войны и труда, выпускной вечер, добрый взгляд твоей первой учительницы.
•••
Светлана ТОМИНА, выпускница Свердловского пединститута:
— В 80-х годах была очень популярна песня «Мы бродячие артисты» в исполнении группы «Веселые ребята». Одна из моих однокурсниц немного ее переделала и стала петь: «Мы бродячие студенты». Всем этот вариант очень понравился, ведь в нашей студенческой жизни было мало стабильности. Взять хотя бы жилищный вопрос. Конечно, при институте было общежитие, но туда селили, в первую очередь, мужчин. Справедливости ради стоит сказать, что местные жители не очень-то охотно пускали на квартиру парней. На это отваживались разве что предприимчивые старушки из частного сектора, чтобы использовать мужской труд на приусадебном участке.
Мы же с подругами с самого начала решили жить на квартире. И вскоре убедились, что запросто можем приехать по нужному адресу с чемоданами и оказаться перед закрытой дверью. За 5 лет мы успели сменить четыре места проживания. Комфортнее всего нам жилось на квартире у бабы Тони. Она была очень колоритной женщиной. Крепкая, с низким голосом, зимой носила мужскую одежду с неизменной шапкой-ушанкой. А по праздникам надевала ярко-синий пиджак в крупную ромашку. Практически все лето она проводила у сестры, а мы оставались полноправными хозяйками квартиры.
Баба Тоня очень боялась, что власти узнают про ее незаконный доход от квартирантов, и в случае какой-нибудь проверки мы должны были представиться ее внучками.
– А если одни дома будете – вообще дверь не открывайте! – учила она нас. – Скажите: «Бабушки нет, а мы болеем».
Было смешно, но мы понимали, в каком трудном положении находится хозяйка. Пенсию она получала маленькую, питалась очень скромно, и наши деньги были для нее хорошим подспорьем. Получая плату, она иногда не могла сдержать слез. Но ведь мы были заочниками и приезжали на сессию всего два раза в год. А большую часть времени квартира пустовала. Бабе Тоне и хотелось кого-нибудь пустить к себе, но было страшно. Всякое случалось, квартиранты могли не заплатить за постой, да еще и пенсию у хозяйки отобрать. Наша идиллия закончилась через пару лет: баба Тоня затеяла родственный обмен, чтобы съехаться с сестрой.
Мы нашли новую квартиру. Хозяева были неплохими людьми, но недавно они потеряли единственного сына, и атмосфера в доме была тяжелой. Как раз в комнату погибшего нас и поселили. А в довершение ко всему у окна там стоял гранитный памятник, который хозяева собирались установить на могиле сына летом. Так мы и жили: вернемся с экзаменов уставшие, разбитые, а тут – напоминание: «memento mori» (помни о смерти). Хорошо, что зимняя сессия была короткой – всего 10 дней. А когда приехали на летнюю сессию, все изменилось к лучшему: памятника уже не было, а хозяева уехали на все лето на дачу.
Но и на этой квартире мы не задержались. Не помню, что там случилось, но пришлось искать новое жилище. На этот раз им оказался частный дом, напоминающий студенческое общежитие. Хозяйка сдавала сразу 3-4 комнаты, и в каждой жили по два-три человека. Домовладелица была очень неприятной особой. Она ввела множество странных правил для постояльцев: приезжать с собственным постельным бельем, не готовить (разве что попить чайку), не пользоваться домашним туалетом, а ходить в тот, что на улице и т.д. В каком-то плане нам опять повезло – это была короткая зимняя сессия, и терпеть пришлось недолго. Но, уезжая, мы твердо знали, что сюда больше не вернемся. А хозяйка, по-видимому, возлагала на нас какие-то надежды. Во всяком случае, другие квартирантки рассказывали, что она во всем обвинила их:
– Это вы, наверное, девочек обидели. Вот они больше и не приехали.
Ну, а нам совершенно неожиданно вдруг улыбнулась удача. В магазине случайно встретили прежнюю хозяйку — бабу Тоню. Что она делала так далеко от дома – неизвестно, но оказалось, что никуда она не переехала. И мы с радостью вернулись к ней, чтобы спокойно жить-поживать до самого окончания института.
Может, кому-то и не поверится, но мы «скитались» не только по квартирам, но и по учебным заведениям. Установочная сессия прошла, как полагается, в самом институте, а потом на каждую сессию для заочников снимали какую-нибудь школу. Благо, наша экзаменационная пора совпадала с каникулами для детей. Зимой мы учились в одном районе, а летом – уже в другом. Впрочем, нет худа без добра, мы смогли лучше узнать город: каким транспортом добраться в тот или иной район, где расположены ближайшие кафе, магазины и т.д. И лишь на последних годах обучения наш курс обосновался в новом, только что построенном корпусе института.
В студенчестве нам даже экзамены приходилось сдавать в необычных условиях. Помню, как в зимний январский вечер посреди экзамена преподаватель вдруг сообщила:
– У меня дома тяжелобольной отец остался. Я за него волнуюсь. Кто хочет, может поехать со мной, я приму экзамен дома.
И мы, человек 15, отправились к ней в частый дом. Там было очень уютно и комфортно, стояла наряженная елка. Преподаватель посадила нас всех в гостиной и ушла в другую комнату, сказав: «Кто будет готов – заходите». В такой обстановке все, естественно, подготовились превосходно и получили хорошие оценки. Потом преподаватель отвела нас на автобусную остановку, где мы и расстались, довольные друг другом.
...Приятно вспоминать те времена. Все бытовые неурядицы кажутся теперь мелочью. Учиться было интересно. Мы получали высшее образование не для того, чтобы иметь хоть какие-то «корочки». Как правило, все студенты из нашей группы уже работали по специальности, а диплом просто открывал для нас новые перспективы.http://vestnik.otradny.net/
| |
Рейтинг: 33 | Л.Денисова, С.Углева 31.01.2018 |
Скажу лишь одно, что без веры в победу, без искренности и твердости, уверенности, настойчивости любую болезнь одолеть невозможно. Соберитесь духом, станьте сильнее, одолейте боль и вы будете победителем! Обязательно будете! Не надо хныкать и плакать лёжа в постели. Вперёд и только вперёд!