Герои Отечества
| |
Подводник-ас Петр ГРИЩЕНКО: «На минном заградителе Л-3» | |
Петр Степанович ГРИЩЕНКО родился в г.Первомайске Одесской области. Окончил церковно-приходскую школу, затем – железнодорожную.
С детских лет привык к труду: батрачил, работал в порту и на железной дороге. В 1931г. с отличием окончил военно-морское училище, в 1940г. — военно-морскую академию. Служил на эсминце, на подводных лодках разных типов, позднее был назначен командиром подводного корабл* минного заграждения Л-3.
22 июня 1941г. он встретил свою лодку в Либаве и сразу получил боевое задание — выставить минное заграждение неподалеку от Мемеля. Справился с этим блестяще — через несколько дней два немецких груженых транспорта пошли ко дну.
Загрузив новые мины, подводная лодка сразу ушла во второй поход. Теперь курс лежал в самое логово врага — в Данцигскую бухту, где предстояло выставить минные заграждения на путях движения противника. Скупые строки официального донесения не могут передать того напряжения, что довелось пережить командиру с экипажем. Чего стоила одна только установка мин при движении сразу вслед за немецкими тральщиками (так назывались корабли для обнаружения и уничтожения морских мин). Разумеется, риск был огромный, но и результат того стоил. Ведь немцы, протралив фарватер, были уверены в его безопасности, — и тут же попались на хитрость наших подводников!
Страшный 1941-й год стал для Л-3 суровой школой. Тогда Петр Денисович совершил три похода, уничтожив 4 вражеских судна. Много это или мало? Каждый из потопленных, нагруженных военными припасами транспортов равнялся по значению стрелковому полку. Если брать в расчет это соотношение, то за первый год войны Л-3 отправил на дно целую дивизию противника!
И это было лишь начало. Только за один летний месяц 1942г. лодка Грищенко посадила на дно 8 вражеских судов, а всего за годы войны — 28. Это высший рекорд среди всех подводников!
Петр Денисович сумел воспитать надежный, поистине героический экипаж. 15 человек из его команды – кавалеры ордена Ленина, 24 награждены орденом Красного Знамени, 15 – орденом Красной Звезды. А сам командир не раз представлялся к званию Героя Советского Союза, но так его и не получил... Как пишет контр-адмирал Г.КОСТЕВ, «другим присваивали звание Героя и за меньшие достижения. Конечно, сам за себя человек хлопотать не мог, но находились те, кто хлопотал — и безрезультатно». (Непризнанный герой.// Морской сборник. №5. 2003г.).
...1 сентября 1942г. в районе Эланда подлодка обнаружила конвой из 8 вражеских транспортов в охранении эсминца, нескольких сторожевых кораблей и самолета. Л-3, произведя четырехторпедный залп, потопила самый крупный транспорт – громадный танкер водоизмещением 20 тыс. тонн. При взрыве танкер разломился пополам, и горящая нефть быстро покрыла большую поверхность моря.
Однако после выпуска торпед из носовых аппаратов лодка не удержала горизонтальное положение, и нос ее оказался на поверхности моря. К ней с двух сторон ринулись корабли конвоя, открыли сначала артиллерийский огонь, затем бомбометание.
Грищенко по обыкновению принял дерзкое решение. Лодка погрузилась и нырнула под море бушующего огня, в сторону горящего танкера, куда не могли приблизиться надводные корабли противника. Л-3 легла на грунт, остановила двигатели и успешно оторвалась от преследования. Так Грищенко и экипаж справились почти с неразрешимой задачей!
И такое случалось не единожды. Военный историк Г.ДРОЖЖИН пишет: «25 августа во время постановки второй минной банки (после семи выставленных мин) якорь одной из мин застрял в трубе торпедного аппарата. Примерно через час после того, как мина оказывается в воде, срабатывает «сахарная рвушка». Это устройство, приводящее мину в состояние боевого взвода после растворения сахара в воде. И тогда мина способна взорваться при малейшем контакте с нею. Долго подлодка не могла освободиться от опасной мины, но благодаря умелым действиям командира, путем искусного маневрирования экипажу удалось выполнить и эту сложнейшую задачу.
После вражеской бомбежки глубинными бомбами Л-3 получила несколько тяжелых повреждений. Командир принял решение лечь на грунт возле острова Борнхольм — близ вражеских берегов. Лодка лежала неглубоко, на дне, почти под боевыми корабл*ми противника (тральщиками), но личный состав сумел устранить сложнейшее повреждение, требующее ремонта только в береговых условиях». (Дрожжин Г. Лучшие подводные асы Второй мировой. М., 2010).
В ноябре 1942г. был совершен еще один исключительный подвиг. Л-3 первой побывала в самой отдаленной юго-западной части Балтийского моря и буквально «под носом» у врага выставила мины, на которых подорвались и затонули немецкие высокотоннажные транспорты «Остланд» (2125 тонн), «Гинденбург» (7880 т), «Мари Фердинанд» (1757 т) и «Тристан» (1765 т).
Победы были блестящие, но дались нелегко. Преодолевая противолодочные рубежи, Л-3 попала под таран вражеского судна и лишилась обоих перископов, командирского и зенитного — так в подводном положении она стала слепой. Но и в тот раз все кончилось благополучно.
1 марта 1943г. подлодка Л-3 стала гвардейской. Однако опыт самого успешного подводника Балтийского флота командование посчитало нужным применить в штабной работе. В середине марта Петра Грищенко отстранили от командования судном и назначили на должность начальника противолодочной обороны Балтийского флота. К подобной службе душа боевого офицера не лежала, но приказ есть приказ.
После войны Петр Денисович перешел на преподавательскую работу в Военно-морскую академию. Он стал автором научных монографий и исторических книг «Мои друзья-подводники», «На минном заградителе Л-3». Умер герой-подводник 14 января 1991г., похоронен в Москве.http://vestnik.otradny.net/
| |
Рейтинг: 20 | Подготовила Н.Ильина. (По материалам http://otvoyna.ru) 27.02.2018 |
Скажу лишь одно, что без веры в победу, без искренности и твердости, уверенности, настойчивости любую болезнь одолеть невозможно. Соберитесь духом, станьте сильнее, одолейте боль и вы будете победителем! Обязательно будете! Не надо хныкать и плакать лёжа в постели. Вперёд и только вперёд!