Агропром
| |
| Фермер Олег СЕМЕНЧЕНКО: «Введение санкций сыграло нам на руку» | |
У каждого из нас разные представления о счастливой жизни. Кому-то нравится жить в шумном мегаполисе, сидеть за рулем дорогого автомобиля или держать в руках айфон последней версии. Однако есть и те, для кого самой важной ценностью является жизнь на земле, постоянная близость к ней и внимательная, деятельная забота.
Со временем освоил и трактор, ездить его научил дед Игнат Игнатьевич ВОСТРИКОВ. Вернувшись с войны без ноги, он всю жизнь работал бригадиром трактористов в местном колхозе имени Калинина. Внуку нравилось кататься с дедом на тракторе по полям и наблюдать, как весной из влажного чернозема пробиваются к свету молодые зеленые ростки, а к осени желтым золотом наливаются упругие колосья.
Повзрослев, решил оставить городскую суету, обосноваться в Кинель-Черкассах и заняться крестьянским трудом. Для начала приобрел земельный участок в селе Винно-Банново, подвел к нему свет, пробурил водяную скважину и разместил там пасеку. Со временем у него появился целый фермерский комплекс: двухэтажный сарай, карды с навесами, вместительный зерносклад. Появилась и живность: коровы, овцы и свиньи.
— Когда-то в селе насчитывалось около 300 дворов, — рассказывает мой собеседник. — Была своя церковь, клуб, школа, в советское время открылось отделение колхоза имени ХХ партсъезда. Изначально здесь было два села, их основали трудолюбивые, зажиточные крестьяне по фамилии ВИННОВ и БАННОВ, в честь них и были названы села. Во время весеннего половодья Банново часто заливало, и люди переселились в соседнее Винново, которое стали называть Винно-Банново. С развалом колхоза село опустело, сегодня в непогоду сюда не каждый доберется. В теплое время года меня выручает трактор, а зимой — снегоход.
— Олег Александрович, ваша ферма находится в 10 км от места жительства, не мешает ли это ведению дел?
— Нет, напротив, это очень удобно. Пчелы и скот здесь никому не досаждают, а значит, с соседями конфликтов не будет. К тому же, цивилизация сюда так и не дошла, вокруг много брошенной земли, так что есть где развернуться. А какие здесь удивительные места! Тишь, краса и благодать!
— Трудно ли живется современному фермеру?
— Сегодня уже легче, существенную помощь оказывает государство. Это дает стимул для дальнейшего развития. Я очень рад, что власти наконец-то обратили внимание на сельское хозяйство и начали его субсидировать. Например, на каждого новорожденного теленка полагается 4 тыс. рублей, которые можно направить на заготовку корма или ремонт телятника.
Много появилось государственных программ для старта и развития. В прошлом году наше хозяйство выиграло грант «Начинающий фермер» и получило 1,5 млн. рублей. Решение поучаствовать в конкурсе мы приняли вместе с супругой Людмилой и, конечно, не пожалели. Зарегистрировали своё хозяйство, я управляю делами на ферме, а жена взяла на себя обязанности бухгалтера и отлично с ними справляется. Сено заготавливаем силами хозяйства, фуражное зерно закупаем у местных сельхозпредприятий.
На сегодняшний день в нашем хозяйстве насчитывается 25 пчелосемей, 40 голов КРС, по 100 голов свиней и овец.
Все животные на ферме содержатся под открытым небом. Морозы не страшны даже свиньям, которые больше похожи на овец благодаря своей густой шерсти с завитками. Это порода венгерская мангалица, прародителями которой являются дикие и домашние свиньи. Они очень быстро набирают вес даже на подножном корме. Летом кормим их свежей луговой травой, а зимой – сеном, поэтому затраты на уход и содержание сводятся к минимуму. От дождя и снега обитателей фермы спасает навес, а теплый сарай служит укромным местом для новорожденного потомства. Здесь телята, поросята и ягнята живут вместе со своими мамами, подрастают и набираются сил. Вот такое мирное, безмятежное сосуществование.
Введение западных санкций против России тоже сыграло нам на руку, потому что доля импортной продукции на отечественном рынке заметно сократилась, что позволило многим землякам открыть своё производство и наладить рынки сбыта. Наше хозяйство специализируется на производстве мяса, меда, молока, творога и сметаны. Основными покупателями являются жители Кинель-Черкасс и оптовики из Отрадного, Кинеля, Самары. Иногда поступают заказы из местного райпо.
— Планируете ли вы открыть свой цех по производству полуфабрикатов?
— Знаете, очень тяжело отладить весь производственный цикл, начиная от выращивания скота до реализации готовой продукции. И как показывает практика, чаще всего экономически выгодней разбить эту цепочку на несколько этапов. Кто-то специализируется на выращивании скота, кто-то - на производстве кормов, кто-то - на переработке и реализации. Закупить партию мяса оптом и выгодно продать ее на розничном рынке гораздо удобней, чем нести расходы по выращиванию скота.
В то же время, надо уметь и продать, и грамотно преподнести свой товар. Были годы, когда наш мед расходился на ура, а сейчас пчеловоды вынуждены сдавать его оптовикам, которые предлагают за него очень низкую цену. Если 1 кг меда в розницу стоит 250-300 рублей, то оптовики предлагают всего 60-80 рублей за кг.
К тому же на сегодняшний день в области переработки наблюдается высокая конкуренция. Всего за несколько лет появилось множество мини-цехов по переработке мясомолочной продукции. Значит, надо уметь подстраиваться под покупательский спрос, отслеживать закупочные цены. Например, в последние 5 лет существенного повышения цен на говядину не наблюдалось, а спрос на свинину происходит скачками. Она то резко дорожает, то так же резко дешевеет. Возможно, цену сбивают иностранные производители, ведь часто импортное мясо продается под видом отечественного.
— С какими сложностями вы сегодня сталкиваетесь?
— На мой взгляд, основных проблемы всего две. Во-первых, это кадры, точнее, их катастрофическая нехватка. Несмотря на разные формы господдержки и стимулирования агропрома, молодежь не идет работать в село. Считает, что это слишком тяжелый и непрестижный труд.
Современная сельхозтехника стала более удобной, оснащена кондиционерами, но далеко не каждый стремится на ней работать. И никакие деньги не заманят молодых, если сельская жизнь им просто не по душе: вставать приходится с петухами, а засыпать со звездами. Вот поэтому многим фермерам приходится прибегать к помощи гастарбайтеров. Мне удалось договориться с местными жителями. Поселил их в домике близ фермы, оформил прописку, выплачиваю зарплату, кормлю продуктами собственного производства, а остальное по мере необходимости привожу из райцентра.
Вторая проблема — сбыт или, точнее, отсутствие заготовительных контор. В советские времена именно они принимали от населения и мясо, и шкуры, и шерсть, и молоко. Причем закупочная цена всегда держалась на уровне среднерыночной и была для людей привлекательной. Те, кто не имел времени стоять на рынке, всегда пользовались услугами заготконтор.
Нет у нас по близости и перерабатывающих производств, поэтому зачастую шкуры и шерсть приходится утилизировать, как ненужный мусор. За овечью шерсть и говяжью кожу иностранцы платят большие деньги, а у нас это добро нигде не принимают. Более того, приходится за деньги нанимать людей для подстрижки овец, чтобы животные не страдали в жару. Вот такой парадокс.
— Есть ли виды на будущее?
— В перспективе планирую сделать акцент на мясное направление, буду заниматься разведением мясной породы КРС, потому что говядина всегда в спросе. Есть желание разводить породистых голубей и собак, которых я держу для души. Одним словом, пока есть здоровье, буду трудиться на родной земле.
| |
Рейтинг: 41http://vestnik.otradny.net/ | Л.Денисова. Фото В.Бондарева 28.11.2017 |
Скажу лишь одно, что без веры в победу, без искренности и твердости, уверенности, настойчивости любую болезнь одолеть невозможно. Соберитесь духом, станьте сильнее, одолейте боль и вы будете победителем! Обязательно будете! Не надо хныкать и плакать лёжа в постели. Вперёд и только вперёд!