По прогнозу Минсельхоза России, в 2019 году производство молока в хозяйствах всех категорий вырастет на 1,5 %, или полмиллиона тонн, и достигнет 31,1 млн тонн. В том числе рост на 2,8% ожидается в сельхозорганизациях, пишет The DairyNews со ссылкой на пресс-службу Минсельхоза РФ.
За январь-август текущего года объем производства составил 11,4 млн тонн, что на 3,2% выше показателя за аналогичный период 2018 года. Также растет объем реализации – по оперативным данным на 23 сентября, сельскохозяйственные организации реализовали 45,4 тысяч тонн молока, что на 6,4% больше уровня прошлого года. На ту же дату средний надой молока от одной коровы за сутки составил 16,5 кг, что на 1,13 кг выше значения годом ранее.
Рост объемов производства позволяет сохранять цены на молочную продукцию в 2019 году на стабильном уровне. С начала года стоимость сырого молока от сельхозпроизводителей снизилась на 1,3% до 24,26 руб. за кг, а пастеризованного – увеличилась на 1,7%, что ниже темпов инфляции. В том числе поддержанию стабильной ситуации на рынке будет способствовать запуск 1 ноября 2019 года третьего этапа внедрения ФГИС «Меркурий» - системы, необходимой для отслеживания и фиксации каждого этапа жизненного цикла продуктов животного происхождения и пути их перемещения. Опыт реализации первого и второго этапов показал снижение себестоимости производства товаров за счет перевода сертификации в электронный формат и работы Меркурия на бесплатной основе.
Глава Россельхознадзора Сергей Данкверт сообщил, что доля фальсифицированной молочной продукции (с использованием растительных жиров) в прошлом году составила 11 %, а в некоторых случаях доля фальсификата достигала 50 %.
Соответствующее заявление Данкверт сделал на Международном форуме-выставке «Молочная и мясная промышленность», проходящем в Москве, передает ТАСС.
«Если взять общий срез фальсифицированной продукции, на этом фоне у нас за прошлый год 11 % нарушений. А если взять уже по категории более серьезной – то доходит до 50 %. Там, где больше жиров, там больше фальсификации», – объяснил он.
Наибольшее число нарушений выявлено в сыре и сметане. Такие результаты показали выборочные проверки.
Как подчеркнул Данкверт, исправить ситуацию помогла бы передача контроля над качеством продукции на молочном рынке ветеринарным службам регионов. В настоящее время функции контроля возложены на Роспотребнадзор. Однако в случае использования сырья неизвестного происхождения это становится делом Россельхознадзора, подчеркнул он.
Все больше товаров (и, соответственно, категорий производителей и поставщиков) включаются в систему маркировки. С 2019 года маркировка молочной продукции производится на уровне эксперимента. Ознакомимся со сроками и особенностями данного эксперимента подробнее.
Ранее «Известия» сообщали, что уже с 1 марта 2019 г. в торговых сетях может измениться зонирование и расположение молочных изделий. Новые правила размещения продукции упростят выбор для потребителей.
Маркировка молока и молочных продуктов: что это за эксперимент и как долго он продлится?
В планах правительства к 2024 году ввести маркировку по большинству потребительских товаров. Уже сейчас она полноценно реализована в сегменте меховых изделий, фармацевтики, активно внедряется в табачной и обувной рознице. На очереди — прочие крупнейшие индустрии, и в их числе — сфера производства молока и молочной продукции.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2019 г. No836 с 15 июля 2019 года стартовал эксперимент (предполагающий добровольное участие в нем производителей и продавцов молочки) по маркировке молочной продукции. Продлится проект до конца февраля 2020 года.
Позднее маркировка молока и молочной продукции, возможно, будет общеобязательной. Но пока сроки перехода на обязательную маркировку молочной продукции не определены (в, частности, молока и молочной продукции нет в перечне товаров, по которым внедрение маркировки запланировано в соответствии с распоряжением Правительства России от 28.04.2018 № 792-р
Технологически маркировка молочной продукции должна осуществляться, в целом, по тем же ключевым принципам, что характеризуют использование марок в других отмеченных выше сферах розницы: предполагается, что на каждую упаковку (в предусмотренных случаях — на ящики и контейнеры, в которых размещены отдельные упаковки) будет наноситься марка в виде QR-кода (в общераспространенном формате Data Matrix). В марке будут зашифрованы данные, позволяющие идентифицировать товар как оригинальный — выпущенный именно тем производителем, который владеет брендом. Главная задача маркировки — противодействие контрафактным поставкам.
Каждый пятый молочный продукт на прилавке - фальшивка
По оценкам Россельхознадзора процент фальсификации в молочной отрасли доходит до 20%. Об этом заявил журналистам руководитель ведомства Сергей Данкверт в ходе Международного агропромышленного молочного форума в Московской области.
«Мы работаем по рискоориентированному подходу. То есть там где больше риск, мы там находим. В молочной отрасли процент фальсификации доходит до 20%. У нас все это подтверждено протоколами исследований»,- заявил он.
С.Данкверт подчеркнул, что фальсификаторы обманывают и потребителей и государство.
«Люди, которые совершили эти нарушения, которые обманули вас и нанесли вред вашему здоровью, также обворовали государство, так как НДС заплатили как за натуральное молоко, а если молоко с растительными добавками, то НДС должен быть больше», - пояснил глава Россельхознадзора.