На Благовещение есть обычай выпускать на волю лесных птиц. К сожалению, каждый год праздник сопровождается гибелью тысяч птиц, пойманных барышниками ради наживы. Как изменить ситуацию?
А птичку не жалко?
За несколько недель до Благовещения начинается большой бизнес. В лесах ловят синиц, снегирей, воробьев, щеглов, — любых птах, кого только удастся поймать. Потом птиц будут продавать оптом для дальнейшей перепродажи в розницу.
За несколько дней до праздника на рынках, а 7 апреля — возле церквей барышники начнут продавать своих пленниц в розницу.
Дело в том, что в царской России был обычай выпускать в праздник Благовещения птиц на волю. Уже двадцать лет как он возродился и получает все большее распространение но, как это бывает, на добром народном обычае быстро стали паразитировать торговцы. «Мама, мама купи птичку выпустить», — попросит ребенок, а мама не откажет. Этим они и пользуются.
«Мы начали заниматься этой проблемой с 2000 г., — рассказывает Елена Зубакина, директор по развитию Союза охраны птиц России. —
Поводом стали письма и звонки верующих из Москвы и других городов. Они видели мертвых птиц возле храмов и просили нас разобраться в ситуации.
Тогда мы организовали массированную кампанию в СМИ». Это помогло изменить ситуацию и в столице стали вместо диких птиц выпускать почтовых голубей.
Об уходе и бережном обращении за своими пленниками торговцы не думают. В этом году активисты Союза и журналисты одной из центральных газет сделали контрольную закупку «птички для выпуска» у торговца по объявлению в интернете. Как говорит Елена Зубакина, он не смог точно ни определить пол птицы, ни подтвердить, не больна ли она. Птица оказалась больной.
Пойманных птиц обычно содержат в тесных клетках, не всегда правильно кормят. В результате многие выпущенные из клеток птицы почти тут же погибают, становясь легкой добычей хищников, попадают под колеса автомобилей и просто гибнут от голода.
Да и при отлове птиц часть из них неизбежно погибает – от стресса или от механических повреждений.
Покупатели это не узнают, они уйдут домой с чувством выполненного долга.
Тем более, что с легкой руки СМИ, выпуская птиц на Благовещение, люди необременительным способом могут на час почувствовать себя особенно русскими и православными.
Как со святой водой на Крещение и вербой. Бывали и случаи, когда на местах власти в своем рвении возродить «народный праздник», покупали оптовые партии диких птиц «на выпуск».
Каждый год под Благовещение Союз охраны птиц публикует листовку, в которой предупреждает: «Обычай этот на первый взгляд гуманный, но надо помнить, что птиц, проживших в клетке несколько месяцев, необходимо специально готовить перед выпуском на волю – прежде всего, дать им возможность восстановить способность к полету, поскольку в тесной клетке птица теряет эту способность довольно быстро.
Если такую, как говорят птицеловы, «сиделую» птицу выпустить на волю без подготовки, она неминуемо погибнет, поскольку летать почти не может. И перед выпуском птиц необходимо действительно готовить «к воле», давая им возможность летать по комнате и тренировать крылья».
В Туле и Воронеже орнитологи и защитники животных в прошлые годы вставали возле храмов с плакатами «Птицы не должны страдать за грехи людей!», «Знайте, выпущенные из ваших рук птицы уже не смогут вернуться в родную среду!».
«В наше время человека, который вышел с плакатом к церкви, могут принять за экстремиста.
Не стоит видеть в защитниках диких птиц и природы «кощунников», которые решили сорвать службу, или врагов возрождения русских традиций.
Скорее наоборот. Они за то, чтобы сохранить природу нашей страны и за то, чтобы обычаи возрождались цивилизовано и гуманно, чтобы учитывались особенности современной жизни. Среди защитников птиц немало верующих людей», — комментирует Елена Зубакина.
Как говорит Елена, в Туле активисты Союза стараются наладить контакт с настоятелями храмов, встречаться, рассказывать им о ситуации, чтобы сами священники и прихожане включились в борьбу с торговцами птицами. В этом году и в Москве прихожане-добровольцы будут сообщать в Союз, где у церквей стоят торговцы птицами, чтобы можно было принять меры.
Как выпускает птиц Патриарх
Традицию выпускать птиц на Благовещение возродил патриарх Алексий II 7 апреля 1995 года: с крыльца Благовещенского собора он выпустил в небо над Кремлем белых голубей. Патриарх Алексий II символически сравнивал выпуск птиц с обретением человеческой душой свободы от рабства греху, «которая дарована пришествием в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа».
Многие епархии и монастыри ее переняли. Патриарх Кирилл тоже выпускает голубей каждый год.
Голубей для праздника в Кремле предоставляет Федерация спортивного голубеводства. Голуби обученные, они способны улететь на дальние дистанции и вернуться.
Птицы делают круг над Кремлем и улетают к себе в питомник в Крекшино.
Народный обычай
Для Церкви выпуск птиц на Благовещение — это именно обычай, а не священнодействие, не обряд. На него нет никаких указаний в церковном уставе. В отличие от веток вербы в день Входа Господня в Иерусалим или плодов на Преображение Господне, над птицами не читается никакой молитвы, их не кропят святой водой.
В одних районах Российской империи птиц выпускали на Благовещение, а в других на Пасху.
Символика свободы в этом случае сохраняется. Благовещение — это начало таинства освобождения людей от рабства греху и смерти, «спасения нашего главизна». Высшая его точка — День Воскресения Христова, когда, как поется в каноне, Христос ведет поющих победную песнь людей «от смерти к жизни и от земли к небесе».
Известно стихотворение Пушкина, отправленное им в 1822 г. из Кишинева Н.И. Гнедичу:
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины;
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Родной обычай старины;
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Светлый день весны в стихотворении — Светлое Христово Воскресение, а не Благовещение. Это доказывает сопровождающее письмо поэта: «Знаете ли вы трогательный обычай русского мужика в Светлое Воскресение выпускать на волю птичку? вот вам стихи на это».
Замечательный русский этнограф Дмитрий Зеленин еще в 1930-е гг. подробно исследовал этот народный обычай, увековеченный А. С. Пушкиным. Он утверждает, что обычай выпускать птиц известен всем не только восточнославянским народам, но и крестьянам в турецкой Анатолии. Зеленин пишет: «Русский ученый В. А. Гордлевский в 1906 г. записал в Стамбуле от уроженца Сиваского вилайета следующее: ”Когда выпадет первый снег, крылья у куропаток подмокнут, и они с трудом находят себе пищу. Зная это, (турецкие. — Д. 3.) крестьяне охотятся тогда за ними и, схватив их живьем, продают обыкновенно в городе.
Сердобольные люди, надеясь заслужить у Бога прощение своим грехам, покупают их и держат дома до весны. Когда наступает время выводить птенцов, т. е. в середине марта, горожане со своими куропатками выходят куда-нибудь за город. Взяв куропатку в руку, каждый выпускает ее А вслед куропаткам кричат еще: не поминай нас лихом; когда будет день Страшного Суда, расскажи о нашем добром поступке Богу!”».
Народное толкования о том, что освобожденная птица будет «ходатайствовать» за своего освободителя, приходилось читать в интернете даже на околоцерковных ресурсах. А в наши дни к обычаю примешивается суеверие: уже не «молиться» должна птица, а унести в небо загаданное желание, которое должно сбыться.
Получается довольно нелепо: найти барышника, отдать деньги, взять птицу, отпустить ее и сказать, молись за меня. А что, если проще: в день праздника пойти на Литургию и помолиться самому? Как говорят в Церкви «Господь и намерения целует». Не будет ли сохраненная птичья жизнь как раз ее освобождением и лучшей молитвой?
Праздник птиц
В Российской империи, а впоследствии в СССР существовал День птиц. В начале XX века в России были и «Майские союзы», где дети изучали и охраняли природу. После революции 1917 года они прекратили свое существование, но идею защиты птиц и животных подхватили организации юных натуралистов, «юннатов».
Летом 1924 года прошел первый Всесоюзный съезд юннатов, на котором преподаватель Центральной биостанции Николай Дергунов предложил вновь учредить День птиц.
С 1926 года эту дату отмечали в СССР уже как официальный праздник. В 1927 году День птиц прошел во всех районах Москвы, в нем приняло участие около 5 тысяч ребят. За три года количество участников выросло до 65 тысяч детей, они развесили более 15 тысяч скворечников. Ежегодное празднование Дня птиц оборвала война, но в 1948 году движение возродилось. Праздник набрал еще больший размах, в 1953 году к участию в нем было привлечено 5 миллионов школьников. Но уже к 1960–70-м годам 20 века празднование Дня птиц снова сошло на нет.
Союз охраны птиц России возродил с единомышленниками этот праздник в 1999 г. В Москве с 2000 года в организации праздника стало принимать участие городское правительство. Сегодня праздник широко распространен в России. Иногда его объединяют с празднованием Благовещения.
Альтернативы
«Я не вижу особенного смысла в том, чтобы выпускать птиц на Благовещение, — говорит монахиня Рахиль (Рашкович), которая больше восьми лет разводит птиц во Введенском женском монастыре в Иваново. — С праздником это никак не связано. В этой кампании есть какая-то благодушная надуманность. Мы возрождаем те обычаи, которые требуют одномоментных усилий (купить и выпустить птицу), а не постоянного внимания к тварям божьим.
Например, в России была замечательная традиция встреч любителей канареек и диких птиц. Это были настоящие знатоки красоты птиц и их пения. Они с любовью заботились о своих питомцах, они делали или заказывали прекрасные клетки. В Китае похожие встречи существуют и в наши дни. Развешиваются клетки, люди смотрят на птиц, беседуют друг с другом», — по мнению матери Рахили, это можно развивать и у нас, важно заинтересовать людей.
В Церкви есть примеры действительно бережного ухода за птицами. Так, насельник Свято-Духова монастыря в Волгограде, иеромонах Василиск (Саяпин), биолог по образованию и член Союза охраны птиц России, создал настоящий мини-зоопарк. В нем действует фазанарий. Живет у отца Василиска более сотни птиц разных видов. Он сам ухаживает за своими питомцами и проводит для детей увлекательные экскурсии.
Но смысл отнюдь не в проведении кампании по «воцерковлению голубеводства» или обустройству в приходах фазанариев, да и вообще не в массовости. Возможно, те приходы, где рядом есть голубятни и где возможно договориться с голубеводами или где есть прихожане или знакомые прихожан орнитологи могли бы сделать праздник более познавательным: таким, чтобы прихожане узнали что-то новое о родной природе. Если это делать интересно, не казенно, а с любовью, то это и будет примером пресловутого «возрождения традиций».
Категории: Церковь