Глас православия
| |
«Пытаться плыть против течения» | |
Многие отрадненцы бывали в Санаксарском Рождество-Богородичном монастыре, что в Мордовии, и с радостью рассказывали о том, как благодатно это место и какой памятной стала их паломническая поездка. Между тем эта обитель тесно связана с именем схиигумена Иеронима Санаксарского (в миру — Ивана Яковлевича ВЕРЕНДЯКИНА,1932-2001). В 1991г. он стал духовником Санаксарского монастыря и подвизался там 10 лет. Со всей России приезжали к нему духовные чада и паломники, чтобы послушать его полезные наставления...
«В какое страшное время мы живем! Молитесь, души свои спасайте», — эти слова не раз звучали из его уст. Почему же он называл наше время страшным?! Войны нет, пули над головами не свистят. Жизнь идет своим чередом. Создаются семьи, рождаются дети, строятся дома. Да еще какие! Прилавки магазинов ломятся от товаров. Все люди в основном сыты, обуты, одеты. Дети учатся в школах и вузах. Города переполнены молодежью. Но если на происходящее посмотреть духовным взором, да поглубже заглянуть в сердца людские, что откроется?
Души во всем мире почувствовали собственное умирание, нечем им становится жить. Культура всюду только материальная; на дух – гонение. Бог сотворил этот мир, чтобы люди учились во всем искать глубокий духовный смысл и неустанно славили Творца. Но человек, неблагодарное создание, не только не желает учиться духовному, но еще не перестает глумиться над своим Создателем.
Часто батюшка повторял: «Молитва — это огромная сила. Все дается по вере. Верь Богу!» Молиться учил не торопясь, лучше вслух, вполголоса, вдумываясь в каждое слово, откладывая его в сердце. Не раз повторял: «Евангелие — это разговор с Богом, а Псалтирь — самоотчитка. В руки ее берешь — солнышко просыпается! Если Псалтирь на земле читать перестанут, то и солнышко не взойдет».
Это чтение батюшка сравнивал с лестницей в небо: каждая кафизма — как ступенька. Если пропустишь один день, убирается одна ступенька, если два — то две ступеньки. А если неделю, месяц не читать? Тогда сколько ступенек уберется?! Как до самых верхних дойти?! Благословлял старец читать неусыпаемую Псалтирь и еще говорил, что самая сильная молитва — ночная. С 0 часов до 2.30 открыто небо, и Сам Господь служит с ангелами. Это поистине золотое время! А с 2.30 до 5.00 — служба Божией Матери (это бронза). Спать батюшка благословлял не более и не менее 6 часов в сутки. Часто приговаривал:
— Сонливость и леность — путь к погибели. Не позволяй себе расслабл*ться, не валяйся в постели, как проснешься. Вот лежу я и слышу голос. Сладенький такой, вкрадчивый: «Полежи, Иеронимушка, полежи. Устал ведь, милый, полежи». — «Нет, — думаю, — нечего валяться! Вставай, Иероним, вставай!» Как легко и свободно становится, когда лень свою переборешь.
Учил батюшка волю воспитывать и дух укреплять: «Относись к телу как к тряпке. Это только ветхая одежда твоей безсмертной души. В источниках купайся смело. Что она, плоть? Тряпка и есть тряпка, макай ее, макай! И желаниям ее не потакай. Хочешь сладкого — ешь соленое. Хочешь соленого — ешь горькое, чтобы плоти идти наперекор».
Своих духовных чад учил батюшка чаще исследовать свою совесть: нет ли на кого обиды? «Если сердце ожесточилось, ушла из него любовь, изо всех сил старайся не озлобиться. Относись к этому человеку как к дереву, но только чтобы зла в душе не было и желания отомстить. И проси Бога, чтобы размягчилось сердце, отлегло от души, читай ежедневно покаянный канон».
Очень строго относился старец к епитимьям и взыскивал с тех, кто отлынивал от их исполнения. Особое внимание обращал на поклоны: «Это же бесам поругание, а пред Богом смирение. Будто землю распахиваешь или поле пашешь. Устал? На поклоны. Голова болит? На поклоны. Спина болит? На поклоны. Ноги болят? На поклоны». И учил правильно их класть: не двумя коленями сразу на землю падать, а сначала одним, потом другим по очереди, как будто шаг вперед делаешь. И подниматься точно так же: сначала одно колено, потом другое. «Ночные поклоны особенно дорогие, — наставлял он, – поистине золотые, а один поклон в церкви приравнивается к десяти домашним».
Очень строго относился к соблюдению постов, чтобы никаких поблажек себе не давать. Учил правильно понимать истинный смысл православного поста — это сильное средство, данное нам для очищения от греха. Однажды подошла к старцу женщина и сказала: «Я, батюшка, в Великий пост только первую и последнюю неделю пощусь». — «Ну, правильно, ты берешь всю змею и съедаешь ее целиком, оставляешь только голову и хвост».
Еще батюшка учил не сокрушаться и не обижаться, если нет возможности сделать то, что очень хочется. Так Господь нас смиряет. У одной его духовной дочери был чистый, очень сильный голос — от Бога талант. Ей так хотелось петь на клиросе, а ее туда не пускали. Плакала она, батюшке жаловалась, а он вразумил: «Разве Господь на клирос смотрит? Вот куда — на сердце твоё глядит!»
Строго-настрого наказывал он никогда не покушаться на церковное и монастырское имущество. Ни гвоздика не брать! Грех очень большой и страшный — на монастырском добре наживаться. А если по нерадению или по халатности твоей ущерб нанесен имуществу монастыря — это тяжкий грех перед Богом. Долго придется его отмаливать.
Батюшка Иероним умел предельно просто разъяснять сложные духовные понятия. Божественная литургия, объяснял он, — это высочайшее Таинство, непостижимое человеческому разуму. Во время службы в православном храме вся Вселенная собирается, все святые, вся Церковь земная и Небесная. И вся природа присоединяется к службе, поистине «всякое дыхание да хвалит Господа». Каким же чистым и беззаветным должно быть наше служение Богу!
Схиигумен Иероним не раз преподносил чадам уроки великого смирения. Например, на молебнах, которые он проводил о здравии болящих (их называли «отчитками»), несчастные люди, одержимые злыми духами, кричали, визжали, угрожали, били батюшку по больным ногам, даже в лицо плевали! А он в ответ не делал никакого движения, не проявлял никакой реакции — ни испуга, ни смущения, ни гнева. Ничего, кроме любви! Он глубоко видел душу каждого человека и умел бороться за нее, как истинный воин Христов.
Оружием ему служила молитва схимника и маслице со всех святых мест, которые он посещал. «Нет плохих людей, — говорил он, — все люди хорошие, это бесы в них плохие». И если вдруг его кто обидит, сильно сокрушался: «Это из-за меня, негодного, человек согрешил». Чтобы загладить конфликт, тут же спешил дать обидчику какой-нибудь подарок в утешение. Таков верный признак великой души христианской – от всех терпеть и всем служить.
На земле ему было отведено 69 лет, не очень-то долгая жизнь. Но батюшка прожил ее так, чтобы дать нам пример, каким должен быть истинный монах и православный христианин. Он не раз сокрушался: «Вот ко мне сто человек пришли, и только один спросил, как душу спасти. А всем остальным только телесное здравие подавай да мирское благополучие!»
Невольно задумаешься, как же одинок он был среди нас, духовно слепых и глухонемых, да еще с непомерными амбициями и гордынею, не живущих по Закону Божию! Но с течением времени убеждаешься: нет, это не старец был одинок, а мы сами! С ним-то как раз все в порядке, ныне он общается с Небожителями. Сама Пресвятая Богородица вела его через всю жизнь, и святые ангелы не оставляли eгo, и угодники Божии, праведники, мученики, исповедники. Все они были и есть в непрестанном общении со старцем.
А вот мы — мы-то с кем общаемся?! С телевизорами, компьютерами, сотовыми телефонами — точнее, с бесами, которые миллиардами в них копошатся. Вот подлинное одиночество и духовное одичание, вот где богоотступничество и богооставленность! «В наше время нет подвижников, — говорил схиигумен Иероним. — Слишком много стало соблазнов: телевизоры, телефоны, блуд, наркотики, алкоголь. Трудно спасаться».
Когда батюшку спрашивали, что бы он посоветовал почитать из православной литературы, он всегда отвечал одинаково: «Евангелие и Псалтирь есть? Вот и читай». Благословлял читать и святых отцов — только то, что создано носителями истинного православного Духа, всячески избегая современной околоцерковной литературы.
...Идет отсчет времени, данному нашему поколению. Сколько осталось? Однозначно: течение времени не удаляет, а приближает нас к концу всеобщего земного бытия. Когда батюшку Иеронима спрашивали о сроках, он показывал кончик мизинца и говорил: «Вот сколько нам осталось».
За месяц до своей кончины сказал, прощаясь с духовной дочерью: «Антихрист пришел, как страшно!» Почему же он пришел?! Да оглянемся вокруг, посмотрим правде в глаза: буквально все сферы нашей жизни отравлены. На всём лежит печать злого духа, развращающего совесть и нравственность, пытающегося убить простоту и благоговение.
Переступите, к примеру, порог церковной лавки. Там вас встретят румяные «ангелочки», застывшие на прилавках во фривольных позах. Дальше — больше. Стали продавать мягкие ковры с изображением святых, браслеты с изображением Господа и Божией Матери, майки и косынки с изображением монастырей, церквей. А в продуктовой лавке вперемешку с иконами вам предложат теперь конфеты, шоколадки, газированную святую воду(!), где на обертках — лики святых, виды храмов и монастырей.
Конфеты съедим, воду выпьем, а обертки и пакеты, износившиеся майки и косынки, браслеты с ликами Господа и Его Пречистой Матери – куда?! В мусорный ящик? Духовный православный символ, который они несут, – выкинем на свалку?! «Что же делать?» — спрашивали чада у батюшки. — «Да не покупать! Хранить благоговение. Хоть в этом пытаться плыть против общего течения».
...За всю Россию и ее обманутый, истерзанный народ ныне молится на небесах санаксарский старец Иероним. Молится о прозрении и прощении заблудших, о том, чтобы все пришли к покаянию. А если не захотим каяться и Царя всем миром просить, тогда пошлет нам Господь очистительную войну, и после нее принесут покаяние оставшиеся россияне – самые сильные из нас, самые сильные духом.
Нет у нас другого пути, нет! Только через соборное покаяние — к возрождению своей поруганной веры, к воскресению преданного нами Царя и к свободному Отечеству! Такой путь заповедал нам духоносный старец Иероним.
| |
Рейтинг: 14 | Подготовила Н.Васильева 06.04.2017 |
Скажу лишь одно, что без веры в победу, без искренности и твердости, уверенности, настойчивости любую болезнь одолеть невозможно. Соберитесь духом, станьте сильнее, одолейте боль и вы будете победителем! Обязательно будете! Не надо хныкать и плакать лёжа в постели. Вперёд и только вперёд!