Экономика и Бизнес
Из маленьких улучшений складывается большой эффект
16.02.2017 14:15:00
На прошлой неделе у «РТ» был хороший повод, чтобы посетить АО «ТАРКЕТТ»: в течение 2016 года заводчанами было внедрено 1186 предложений по улучшениям, в том числе по безопасности труда и качеству выпускаемой продукции. Многие из них можно назвать знакомым советским термином – рационализаторство. Но практика кайдзенов, которая сложилась на «ТАРКЕТТе», несколько шире.
WCM – в действии
Рекордсмен по внедрению кайдзенов
На заводе мы познакомились с человеком, которого по праву можно назвать рекордсменом: только за 2016 год у него 82 внедренных кайдзена. О своей работе он говорит скромно, больше о коллегах, с которыми делает одно общее дело.
Николай Игнашкин, грунтовальщик 5 разряда Производства промазного линолеума:
– Работаю на заводе с 2005 года. В 2015 году я попал в команду по разработке и внедрению методологии производства мирового уровня по направлению «Автономное обслуживание» в производстве промазного линолеума (всего направлений 10 – Прим. ред.). Лидером направления является директор производства Ю.Д. Дегтярев, а лидером команды – старший инженер-технолог Д.Ю. Коноваленко. Цель направления «Автономное обслуживание» – приведение оборудования в базовое состояние и работа в бездефектном режиме. И мы этого добились: в 2015-16 годах остановок производственного процесса на участках внедрения автономного обслуживания не было. Улучшились и ключевые показатели: сортность, снизилось время на чистку рабочей линии. Приятен результат, когда занимаешься этим и видишь, что получается. В процессе работы видны проблемы, отсюда и рождаются рационализаторские предложения, или кайдзены. Быстрый «кайдзен» – один из инструментов по внедрению производства мирового уровня, которым может пользоваться каждый сотрудник.
Первый из них я написал в 2007 году, когда еще не знал значения слова «кайдзен». Один из значимых был в 2008-ом. Предложил: на участке тиснения сделать ленты автономными и регулировать их работу в зависимости от ширины полотна. Это предложение позволило улучшить качество готовой продукции, снизить брак. Помню, получил за это рацпредложение 2000 рублей. И такая возможность есть у каждого работника.
В фокусе – первостепенные задачи
Алексей Нестеренко, заместитель генерального директора по внедрению эффективных систем управления АО «ТАРКЕТТ», координатор внедрения системы WCM на заводе:
– Система WCM работает на предприятии с 2011 года. С 2015-го идет вторая волна WCM версии 2.0. Наша задача – найти и устранить основные проблемы. Для этого выбираются модельные зоны (проблемные – Прим. ред.), и именно они доводятся до требуемого уровня. Только после этого мы приступаем к решению других вопросов.
Надо отметить, что на производстве каждый год анализируются проблемы. Мы не распыляем свои ресурсы, а фокусируем внимание на первостепенных. Вовлекать производственный персонал к устранению простых проблем позволяет автономное обслуживание. Тогда не нужно по любому поводу звать техподдержку. К примеру, застучал подшипник, а первую помощь самостоятельно может оказать работник линии, устранив неполадку во время производственного процесса. После чего на место, где обнаружена проблема, вывешивается карточка, которая указывает на то, что информация не теряется, и техподдержка при плановом осмотре обязательно заострит внимание на этом.
Система к тому же побуждает работников говорить о проблемах и относиться к оборудованию как к своему собственному. Никто же не будет ездить на своем автомобиле на спущенных колесах?
Здесь инициатива поощряется
Эффективность предложения оценивает руководитель и лидер по направлению непрерывных улучшений производства. Кроме того, поощряются те предложения, которые по каким-то причинам не будут внедряться. На заводе считают, что работник уже начал думать, возможно, следующий кайдзен будет гениальным. Или кто-то подхватит идею и родится какое-то новое решение.
Корреспондентов «РТ» поразило то, что система охватывает весь завод. Какую, на первый взгляд, инновацию может создать работник бухгалтерии или АХО? Одним из своих кайдзенов поделился начальник отдела по работе с персоналом Алексей Саранцев. Он связан с формированием графика отпусков. Для того чтобы руководители подразделений тратили меньше времени на заполнение проектов графиков по своим подразделениям, он модифицировал их форму, добавив дополнительные столбцы и формулы, которые позволили видеть количество дней отпуска, накопившееся у работника при введении в таблицу планируемой даты отдыха.
Получается, любое предложение на АО «ТАРКЕТТ», которое направлено на улучшение системы, рассматривается и поощряется. И, может быть, каждое инновационным не назовешь, но по сути это так. Вот еще один простой пример. В коридоре одного из помещений горит свет, и на улице светло. Это хорошо? Нет. Тогда почему бы не установить датчик движения? Улучшение? Однозначно. Небольшой, но все-таки вклад по уменьшению расхода электроэнергии. Ведь именно из таких маленьких улучшений складывается большой эффект.