Создатель городского такси для инвалидов стал социальным предпринимателем после того, как сам оказался в коляске. У Романа новые проекты: хостелы и паломничества, но очень нужна поддержка
— Я до аварии и после – два разных человека. Сейчас я четко понимаю это, оглядываясь в прошлое.
Тогда я не думал ни о чем, гулял, развлекался, была какая-то работа, я поступил на подготовительное отделение экономического факультета, но вскоре забросил учебу, решил деньги зарабатывать. Мечтал стать музыкантом, — обожал рок. Но тоже не сложилось. Деньги я зарабатывал по-разному, был завхозом, собирал и продавал компьютеры, подрабатывал сторожем, курьером, грузчиком.
У меня тогда были длинные волосы, косуха, серьга в ухе… Одним словом, мне было двадцать лет.
Когда случилась авария, я не сразу осознал, что все сильно изменится. Казалось, пару месяцев полежу в больнице — и вернусь к обычной жизни. Оказалось, все не так просто…
Матери даже сказали, что я «не жилец». Долгое время я был практически полностью парализован, даже шея в жестком корсете. Пошли пролежни, состояние ухудшалось, несмотря на то, что мама бросила работу и круглосуточно находилась при мне – спала тут же на стульях. Через два года, когда вернулся домой, я весил всего 40 кг, руки и ноги не работали, пролежни не заживали.
И тут помогли добрые люди – я разместил просьбу в соцсетях и откликнулись совершено незнакомые, много людей, и предложили помощь. Мне сделали операцию в Швейцарском госпитале. Домой вернулся на коляске.
Всего по больницам я провел около шести лет. Конечно, немало, чтобы задуматься над жизнью. Было обидно, что я многое сделал не так: что бросил учебу, что тратил время не на тех людей…
До аварии у меня было много «друзей», была девушка. Сначала они заходили в больницу, а потом перестали. Тогда я понял, что дружба и любовь – это нечто большее, чем общее времяпрепровождение.
Сейчас у меня есть друзья, в том числе моя супруга. Некоторых товарищей я встретил именно в больницах.
А после больницы я познакомился с удивительным человеком — Романом Араниным. Роман бывший летчик, он повредил шейный позвонок при падении с парапланом. Роман сам сделал себе инвалидную коляску-вездеход, а потом создал целую компанию по производству таких колясок.
В 2013 году я встречался с японским спортивным диктором Ототаке Хиротадой, который приезжал в Москву на чемпионат по легкой атлетике. У Ототаке нет рук и ног, и он при этом умудрился получить диплом водолаза, стал журналистом и много путешествует. Он удивительно жизнерадостный. Такие люди вдохновляют!
В подобной ситуации неизбежно проходишь этап, когда спрашиваешь: за что?! Если на нем задержаться, начнешь депрессировать. Нужно идти дальше и спросить – для чего? – и начинаешь жить.
За то время, что я провел в больницах, я понял, что нельзя жалеть себя. Не люблю, когда и другие меня жалеют. Жалость разрушает. Если человеку жалко себя или кому-нибудь другому жалко его — он будет потребительски относиться к людям. Неважно, инвалид ты или нет, — тебе никто ничего не должен.
А если инвалид не относится к себе с жалостью, то чужая жалость ему тем более не нужна.
Вообще мне непросто говорить сейчас о пережитом, больше хочется обсуждать работу, проекты.
У меня два главных проекта: православный сайт знакомств Прихожане.ру, Инватакси и паломнические туры для инватакси.
Когда-то я сам столкнулся с проблемой, что надо было ездить в реабилитационный центр, но было сложно заказать социальное такси, приходилось вызывать частников. Постепенно понял, что необходима специально оборудованная машина, чтобы передвигаться по городу.
Когда машина появилась, ко мне стали обращаться друзья, знакомые знакомых… Так и возникла идея сделать «Инватакси» как альтернативу социальному такси.
Нашелся водитель, который тогда бесплатно согласился помогать. Сейчас, когда мы берем водителей на работу, я сам провожу для них инструктаж.
Наши водители выполняют больше задач, чем водители обычного такси. Они работают, фактически, как санитары: сопровождают пассажиров от квартиры до машины и обратно – ведь во многих домах коляски не помещаются в лифт. Спустившись с пассажиром к машине, водителю нужно обежать машину с другой стороны, установить пандусные съемные рельсы, поднять коляску, убрать рельсы, присоединить коляску к креплениям, закрыть машину – и то же самое, когда пункт назначения достигнут.
У нас в машинах очень просторный салон, есть кондиционер, автономная печка и даже аудио-видеосистема. В микроавтобусе помещается три колясочника и девять сопровождающих.
Клиенты и вызовы разные. Возим на соревнования команду по керлингу из Раменского. В 2011 году, по просьбе Паралимпийского комитета, встречали в московских аэропортах паралимпийцев, прилетевших на вручение премии.
Мы часто забираем людей из больницы: с 2013 года отменили бесплатную доставку при выписке из стационара пациентов в тяжелом состоянии. Летом провожаем клиентов в отпуск: доставляем в аэропорт, на вокзал, на дачу.
Недавно мы организовали паломнические туры инватакси. Ездили в Лавру. Я назвал этот проект «Дорога к храму». Мы не только организуем для людей с ограниченными возможностями поездки по святым местам, но и проводим индивидуальные экскурсии, беседы-катехизации, лекции, молебны о здравии.
Команда у нас уже сплотилась: многие вместе работают. Все ребята взрослые, примерно одного возраста, около 30 лет. Кто-то на ходунках, кто-то на инвалидной коляске, кто-то пешком. В основном все с семьями, с женами.
Получается очень уютно: по дороге, прижимая руки к печке машины, мы смеемся, вспоминаем разные случаи из жизни.
Наш клиент и друг Саша очень любит движение. Однажды, когда наш водитель поднимал Сашу в машину, стало заметно, что ботинки у него рваные. «Я хожу много, а походка из-за больных ног неправильная, вот и стирается без конца эта подошва. Но не сидеть же дома из-за этого. Хоть босой — но буду мир видеть» — сказал он. — это лучше вырезать. И так рассуждают очень многие! Нужно дать людям возможность видеть мир, не говоря уже про повседневное передвижение по городу.
Еще одна моя мечта — создать хостел для колясочников. Сейчас в Москве инвалиды могут остановиться только в пятизвездочных отелях, где для них оборудована пара номеров.
Но инватакси требует очень много сил и средств. Мне трудно назвать его успешным, с экономической стороны. Да, это очень нужное дело, но мы часто сами вкладываем личные средства в ремонты машин и т.д. Порой даже отложенные на лечение. Эта работа занимает все время и нет возможности даже выдохнуть и восстановить себя. Но мы очень хотим и будем продолжать наш проект во что бы то ни стало. И сегодня ищем партнеров.
Помогает вера. Однажды в храме я услышал за спиной чей-то голос: «В этом храме всегда так темно, а в душе — светло». Я подумал, что так часто бывает… Обернулся – и увидел, что эти слова сказал человек-инвалид, который тоже ищет утешения у Бога. Вообще, я заметил, что моих знакомых и друзей интересуют богословские вопросы, им хочется больше узнавать про душу, про тело… Так постепенно пришла идея ездить на наших машинах по храмам и монастырям.
Еще в больнице я стал задумываться – зачем все-таки моя жизнь? Меня тогда навещал один батюшка, хотя я был не крещен. Мы с ним много говорили, я начал читать книги, потом решил креститься. Так и покрестился, не откладывая, прямо в больничной палате.
Я все время чувствую помощь Бога. Иногда неожиданно для тебя события начинают складываться не так, как тебе бы хотелось, или не так, как ты планировал. Но проходит время, и ты понимаешь, что все произошло именно так, как должно было – наилучшим образом из возможных.
Например, однажды на форуме мы искали лекарства для одной девочки, и так познакомились с женой Натальей. Сначала переписывались, встречались по делам, потом стали ездить вместе к знакомым батюшкам. Мы долго дружили – не меньше трех лет. А шесть лет назад решили обвенчаться. Детей у нас пока нет, но хотелось бы.
Наталья раньше работала в транспортной компании, а теперь бросила работу и стала заниматься со мной «Инватакси». Сейчас она принимает звонки и ведет бухгалтерию.
Каждый может оказаться на месте человека в инвалидной коляске. Хорошо бы сделать так, чтобы и в нашей стране граждане с ограниченными возможностями стали более мобильны, а остальные люди — более отзывчивы к чужим трудностям.
Служба «Инватакси»:
125367, Москва, Врачебный проезд, д.10, офис 1
Тел.: +7 495 504-39-90 E-mail: info@invataxi.ru
125367, Москва, Врачебный проезд, д.10, офис 1
Тел.: +7 495 504-39-90 E-mail: info@invataxi.ru
Фото: Павел Смертин. 08.02.2017 / Анастасия ПРОЩЕНКО. https://www.miloserdie.ru/