Экономика
| |
Как выживают наши предприниматели | |
Третий год россияне живут в условиях глубокого экономического кризиса. Резкое подорожание доллара, происшедшее в конце 2014 года, нанесло сильный удар по всем сферам российской экономики. И до сих пор сложная ситуация сохраняется на отрадненских промышленных и сервисных предприятиях, в торговле, строительной отрасли, на транспорте. Конечно, острое негативное воздействие кризиса испытывает на себе и малый бизнес. О том, как он переживает этот сложный период, какие изыскивает пути выхода, нам рассказали сами предприниматели.
В настоящее время в Отрадном официально зарегистрированы и работают 800 индивидуальных предпринимателей и более 400 мелких и средних фирм. Большинство из них занимаются торговлей. В последние два года она сильно пострадала по причине двух неблагоприятных факторов: роста цен со стороны поставщиков товаров и одновременного снижения платежеспособности населения.
В продовольственные магазины люди ходить не перестали —ведь каждый день каждой семье нужны продукты питания. Но в секторе промтоваров и сферы услуг ситуация гораздо хуже, поэтому в рамках настоящего экономического обзора мы решили обратить главное внимание именно на этот сектор.
•••
Мастерская «Гран-Гарант» по ремонту стиральных машин, пылесосов, мясорубок и другой бытовой техники существует в Отрадном много лет и уже не раз переживала разные экономические трудности. Но в этот кризис стало особенно тяжело. Как сообщил хозяин мастерской Алексей ФАДЕЕВ, по причине резкого роста курса доллара двукратно поднялась стоимость запчастей, так как практически все они импортного производства. Да и саму бытовую технику можно назвать российской лишь условно.
На самом деле ее собирают хотя и на наших заводах, но из комплектующих деталей, изготовленных в Китае или в других странах, а на корпуса агрегатов только наклеивают бирку с надписью «Сделано в России». Вместе с тем качество, к сожалению, оставляет желать лучшего.
В былые годы, например, стиральная машинка чисто итальянской сборки надежно работала 15 и более лет, но сейчас такой аппарат, выпущенный на российском конвейере, служит 3-4 года, после чего ему требуется какой-нибудь ремонт.
Вообще, основная масса бытовой техники, что продается в наших магазинах, собирается либо на отечественных заводах из импортных комплектующих, либо на китайских предприятиях. А настоящие фирменные западные аналоги присутствуют в ограниченном количестве.
Раньше при поломке бытовой техники люди обычно покупали новую, но теперь, посмотрев в магазине на ценники с огромными суммами, предпочитают отдавать ее в ремонт. Тем не менее, количество клиентов в мастерской убавилось по сравнению с докризисными временами, хотя цены на услуги в «Гран-Гаранте» поднялись незначительно, всего на 100-200 руб. Сейчас в работе мастерской наступила некоторая стабильность, но пока неизвестно, надолго ли.
Такие же финансовые проблемы возникли у врачей-предпринимателей, работающих в частных стоматологических кабинетах. Их в городе насчитывается более десятка. Свои имена они попросили не упоминать, но о сложившейся обстановке рассказали детально.
Взлет доллара поверг стоматологов в шок, потому что при лечении зубов они применяют исключительно импортные материалы, а подорожали они в три раза. Однако поднять во столько же крат стоимость услуг было невозможно, это могло привести к резкому оттоку пациентов.
Поэтому поначалу стоматологи перешли на российские материалы, которые стоят дешевле, но вскоре были вынуждены отказаться от этой практики. Все-таки качество лечения требуется держать на высоком уровне, ведь никому из пациентов не понравится, если после пломбирования зуб пожелтеет. Пришлось вернуться к импортным материалам. Конечно, первое время цены были кусачими, и количество пациентов очень сильно убавилось, особенно среди людей пенсионного возраста.
Надо сказать, до кризиса в стоматологические кабинеты обращалось больше пенсионеров, чем людей работающих. У кого-то из них пенсия высокая и позволяет оплачивать такие расходы. Другим материально помогали взрослые дети. Третьи копили деньги намеренно, чтобы потратить их на красивые и здоровые зубы. Причем именно пенсионеры наотрез отказывались от дешевых пломб.
Сейчас обстановка в частных стоматологиях более-менее нормализовалась, количество пациентов поднялось на докризисный уровень. Однако людей, которые оплачивают медицинские услуги за наличный расчет, все-таки стало меньше.
Пока местных стоматологов выручают страховые компании, за счет которых отрадненские предприятия направляют своих работников на лечение зубов. Трудности могут снова возникнуть, если доходы населения будут снижаться. Вообще, внешнее благополучие этого вида малого бизнеса довольно обманчиво.
Со стороны человек видит идеально чистые и светлые кабинеты, современные бормашины, инструменты и материалы. Ему может показаться, что работа у врачей спокойная и нетяжелая. А на деле все выглядит иначе. Врач-стоматолог полностью отвечает за качество оказанной услуги, за здоровье пациента. Он обязан строго соблюдать огромный перечень медицинских и санитарных инструкций, требований закона и других жестких нормативов.
Например, есть проблема с вывозом медицинских отходов. Их нельзя выкидывать в обычный мусорный контейнер, поэтому приходится заключать договор с самарской фирмой по утилизации, представитель которой раз в неделю приезжает в Отрадный. А перед этим стоматологи обязаны провести специальную обработку отходов и где-то их хранить, но только не в лечебных кабинетах. Кстати, отрадненские предприниматели вполне могут взяться за решение этой проблемы и открыть новый вид бизнеса.
•••
Зависимость от курса валют пришлось испытать на себе и парикмахерскому салону «Анна». Предприниматель Анна КЛЮЧНИКОВА , его единственный работник, рассказала, что в первое время, в начале 2015 года, вся выручка стала уходить на покупку красок и парфюмерии, которые сплошь импортные. Плюс к тому, в Отрадном работает много парикмахерских и салонов красоты, и конкуренция между ними очень высокая. Да, можно было поднять стоимость стрижки-покраски и обслуживать одного-двух человек в день за 2 тыс. рублей, а остальное время сидеть, сложа руки.
Но А.Ключникова пошла по другому пути, сделав достаточно рискованный шаг: снизила цены для обычных клиентов и установила скидки 50% для пенсионеров, инвалидов, многодетных семей. По мнению мастера, пусть стоимость услуг будет меньше, зато люди пойдут и предприятие будет иметь больше оборотных средств. Пока этот вариант себя оправдывает.
Вообще, поток клиентов в парикмахерские салоны идет волнами. Январь и февраль являются самыми «плачевными» месяцами в году, и только перед 8 Марта начинается некоторое оживление. Затем наступает весеннее затишье: женщины еще носят головные уборы и не торопятся делать стрижки-укладки-прически. Мужчины тоже ждут лета, когда надо будет укорачивать волосы.
Только с приходом тепла количество клиентов в парикмахерских заметно возрастает. Золотой сезон для них и перед новогодними праздниками, школьными выпускными вечерами, перед Днем знаний 1 сентября. Тогда многие взрослые и дети хотят выглядеть красиво.
Так или иначе, за последние два года салон «Анна» как-то приспособился к новым экономическим условиям, и сейчас достигнуто состояние относительного экономического равновесия.
•••
А вот как складываются дела в мастерской по ремонту и пошиву обуви «Сапожок». По словам руководителя Ольги УЛЬИХИНОЙ , раньше в своей работе мастера использовали много импортных материалов, но сейчас полностью перешли на отечественные. Дело в том, что наши предприятия по изготовлению кожи, клея и других компонентов, которые применяются в ремонте обуви, стали работать на российском сырье.
Соответственно, рост цен на их продукцию был сравнительно небольшим. В этой сфере сервиса действительно произошло полное импортозамещение, и теперь зависимости от курса доллара здесь больше нет.
Однако с января этого года стоимость ремонта обуви пришлось поднять на 20%, так как в предыдущие два года она оставалась неизменной, а расходы мастерской постоянно росли. За этот период увеличилась плата за свет, коммунальные услуги, поднялись налоговые отчисления, и в расходной части мастерской эта позиция занимает весомую долю.
В последнее время появилось больше желающих пошить в «Сапожке» индивидуальную обувь. Она дешевле заводской, которая продается в магазинах и на рынке, плюс надежнее по качеству. Но мастер по такому виду работ всего один, и он просто физически не может выполнить все заказы.
Кроме того, в мастерской появился новый вид услуг – ремонт спортивного инвентаря: хоккейных перчаток, щитков, лыжных и коньковых ботинок. Спортсменов в Отрадном и окрестных селениях сейчас достаточно много, поэтому количество заказов тоже стало расти. И данное направление стало перспективным.
Пока ремонт спортинвентаря делается вручную, хотя здесь нужна специальная швейная машина. «Сапожок» отправил письменные запросы на фабрики в Бузулук, Уфу и в другие города с просьбой продать «бэушную» машину, если у кого-то она стоит без дела. На новый агрегат денег не хватит. Как только купят, сразу оповестят об этом всех клиентов.
Работа ремонтной мастерской тоже носит ярко выраженный сезонный характер. Наибольшее количество заказов поступает в период осень-зима-весна. А летом наступает затишье, денежная выручка резко падает.
И в заключение
При подготовке этого материала мы провели беседы и с другими индивидуальными предпринимателями. Своих имён они просили не называть, но проблемы, как выяснилось, у них те же самые. Они отметили, что определяющую роль в малом бизнесе играет не столько курс доллара, сколько снижение доходов у населения. Вдобавок к этому в начале нынешнего года появилась еще одна сложность – обязательное применение электронных кассовых аппаратов при наличных расчетах.
По требованию федерального законодательства электронные аппараты должны быть установлены к 1 июля 2017г. в торговле, а в сфере бытовых услуг, в спортивных и других учреждениях – до 1 июля 2018г. Предварительный подсчет показывает, что покупка одной кассы обойдется примерно в 45 тыс. рублей, плюс еще подключение к интернету и ежемесячная плата за него, а также за техническое обслуживание аппарата. Недешевое получается дело.
Крупные магазины, пивные киоски, аптеки и другие предприятия торговли окупят расходы достаточно быстро. А вот небольшим продуктовым и хозяйственным магазинчикам, продавцам одежды и обуви, арендующим секции в торговых центрах, придется туго. При всем том пока остается неясным, как быть мелким предпринимателям, которые занимаются ремонтом часов, изготовлением ключей, шиномонтажом автомобилей в своем гараже и другой малоприбыльной деятельностью.
Вообще, это нововведение вызывает определенные подозрения. Такое чувство, что сначала где-то на просторах государства Российского был построен завод по выпуску электронных касс, а к моменту его открытия «подоспел» закон о повсеместном и обязательном их внедрении. Количество этих аппаратов будет исчисляться сотнями миллионов штук, а владельцам завода гарантирована гигантская денежная выручка. Вот так буквально из ничего и создается в нашей стране стабильный прибыльный бизнес...
| |
Рейтинг: 33 | А.Топорков. Фото В.Бондарева 06.04.2017 |
Скажу лишь одно, что без веры в победу, без искренности и твердости, уверенности, настойчивости любую болезнь одолеть невозможно. Соберитесь духом, станьте сильнее, одолейте боль и вы будете победителем! Обязательно будете! Не надо хныкать и плакать лёжа в постели. Вперёд и только вперёд!