Пресс-конференция, посвящённая старту III международной фармацевтической премии «Зелёный крест», стала хорошим поводом для подведения итогов прошедшего года.О характерных тенденциях, которые наметились в 2016 году, о драйверах и сдерживающих факторах, повлиявших на продажи аптечных товаров и на расстановку сил в розничной фармации, рассказали в ходе мероприятия представители аналитических компаний.
Покупатель переориентировался на дженерики
Несмотря на кризис, фармрынок вырос на 6,7%. «Конечно, это не тот рост, который наблюдался раньше и выражался в двузначных цифрах, – комментирует директор отдела стратегических исследований DSM Group Юлия Нечаева, – но всё-таки. Прекратилось падение продаж в упаковках. В последние несколько лет они падали в среднем на 3% в год».
По словам Юлии Нечаевой, в 2016 году рост цен на товары аптечного ассортимента замедлился и составил около 5%, то есть ниже уровня инфляции (5,4%).
Конечно же, на росте рынка сказывается эпидемическая ситуация, которая делает график динамики продаж похожим на качели: падение в первые месяцы года, а начиная с сентября выход в положительную зону и прирост выше 20%. Это позволило рынку показать годовой прирост около 9%. В период пиков простудных заболеваний рынок растёт за счёт безрецептурных препаратов.
От года к году возрастают продажи препаратов из Перечня ЖНВЛП. В 2016 году их доля превысила 40%. И именно за счёт ЖНВЛП рынок рос в упаковках. Если инфляция составила на препараты из списка ЖНВЛП около 1%, то на другие препараты – около 8%.
Интересная тенденция, которая начала складываться в 2016 году, – переход потребителя на дженерики. Сегодня они составляют 85% продаж. «Если раньше доля оригинальных препаратов увеличивалась в стоимостном выражении, то теперь мы наблюдаем рост дженериков, а с ними – и рост доли отечественных препаратов. В 2016 году их доля составила в коммерческом сегменте около 27%», – отметила эксперт DSM Group.
В целом же можно говорить, что покупатель приспособился к рыночной ситуации и стал возвращаться в аптеку и за другими группами товаров.
Опт: меньше, да крупнее
«Сегодня на рынке насчитывается около 150 полноценных фармдистрибьюторов, в основном ориентированных на розницу, – сообщил директор по аналитике RNC Pharma Павел Расщупкин. – Быстрее всего растут небольшие дистрибьюторы и федеральные игроки, которые активно инвестируют в оптимизацию логистики, развитие филиальной структуры, автоматизацию складов. Сегодня топ‑15 дистрибьюторов сконцентрировали в своих руках более 80% рынка.
«Дистрибьюторы по-прежнему активно развивают смежный бизнес, – отметил Павел Расщупкин. – В основном – аптечные сети. Собственную аптечную ассоциацию создал «Протек», активные действия по развитию своей сети начала «СИА Интернейшнл», «Гранд Капитал» и многие другие оптовые компании тоже активизировались в этом направлении».
Одиночек становится меньше
По данным RNC Pharma, в стране сегодня 59 тысяч аптечных точек, из которых 41 тысяча (более 80%) входит в аптечные сети. Основной рост демонстрируют частные сети, которых большинство, тогда как у государственных сетей, наоборот, отрицательные показатели.
Ещё одна тенденция, отмеченная аналитиком RNC Pharma, – постепенное снижение количества аптечных сетей. Если 3 года назад их было около 8,5 тысячи, то сейчас чуть больше 2 тысяч. Сегодня аптечный сетевой сегмент занимает около 80% коммерческого рынка, и абсолютно все аптечные сети из топ‑15 показывают рост. Крупные аптечные сети поглощают как отдельные аптеки, так и небольших сетевых конкурентов. Ряд компаний активно использует франчайзинг. Это «Мелодия здоровья», «Имплозия», «36,6», а также чисто франчайзинговая ассоциация «Советская аптека». Основные игроки занимают около 10% рынка, и число их участников за несколько лет увеличилось почти вдвое. Рост аптечных сетей шёл бы ещё более быстрыми темпами, если бы его не сдерживал дефицит квалифицированных кадров, за которые идёт большая борьба, и недостаток времени, необходимого для подбора помещения под аптеки и получение новых лицензий.
Лидеры и аутсайдеры
В 2016 году в России ежедневно открывалось около 8 аптек. Об этом поведала заместитель генерального директора Alpha Research & Marketing Татьяна Литвинова. По её словам, лидирует по количеству аптек Центральный федеральный округ – в нём сконцентрировано 28% аптек. Минимальное количество точек (около 4%) на Дальнем Востоке. 77% аптек находятся в пределах городской черты, их доля в общем товарообороте – более 80%. По количеству аптек среди населённых пунктов поселкового типа лидирует Московская область – 438 точек, а на селе первенство у Краснодарского края – 835 точек.
По среднему чеку с цифрой 645 рублей всех обогнала Тюменская область. Замыкает Карачаево‑Черкесия со средним чеком 222 рубля.
Неожиданно для всех по количеству аптечных точек на 10 тысяч человек лидерами рейтинга стал Ненецкий автономный округ: 6,5 аптеки на 10 тысяч населения. Самая меньшая концентрация аптек в Чеченской Республике – 1,5 аптеки на 10 тысяч жителей.
Самые большие продажи были в прошлом году в сетях «36,6», «Ригла» и «Имплозия» (Самара). А сеть «Мелодия здоровья» вышла в лидеры по охвату регионов: она представлена в 53 субъектах. У аптечной сети «Самсон фарма» свои рекорды: она уже не первый год удерживает лидерство по величине среднего чека – свыше 1,5 тыс. рублей.
Из фармацевтических компаний, как отечественных, так и зарубежных, самые большие продажи в аптеках за год у «Фармстандарта» – 45 млрд рублей, более 4% от всех продаж рынка. Среди лекарственных средств самый продаваемый препарат – Кардиомагнил (Такеда), среди БАД – Фитолакс (Эвалар), а лидером по приросту стал Ингавирин («Валента Фармацевтика»), реализация которого возросла на 46%.
Витамины для роста
«Ещё один фактор, влияющий на развитие аптечных сетей, – инвестиции фармпроизводителей. Самые большие маркетинговые бюджеты выделяют производители витаминов, – отмечает Павел Расщупкин. – Это объясняется огромным количеством конкурентов, отличия между которыми не столь существенны. Производители витаминов просто вынуждены нести свои деньги в аптечные сети».
Фармкомпании тратят огромные силы на то, чтобы быть услышанными, подтверждает директор по работе с клиентами компании GfK Марина Шепотиненко. В среднем доля их затрат на продвижение в аптеках, прежде всего сетевых, составляет 15%. Треть этих сумм идёт на всевозможные маркетинговые акции, которые, как уверяют фармацевты, дают рост продаж лишь 68% случаев.
Портрет покупателя
Как же выглядит покупатель аптек и каковы его предпочтения? Узнать об этом помогло панельное исследование компании GfK, которое с 2012 года изучает покупательское поведение 10 тысяч хозяйств по всей России, с помощью специальных гаджетов фиксирующих все свои покупки. По словам Марины Шепотиненко, ключевыми драйверами для приобретения тех или иных препаратов остаются предыдущий опыт покупателей и советы докторов. Больше всего прислушиваются к советам врачей при покупке лекарств в Северо-Западном и Южном регионах, меньше всего – в Поволжье. В Москве и на Урале покупатели чаще руководствуются собственным опытом, чем мнением врачей.
Рекомендации фармацевтов помогают совершить покупку в среднем в 12 случаях из 100. К сотрудникам аптек чаще прислушиваются жители Сибири, Дальнего Востока и Поволжья. Рейтинг покупок, совершённых по рекомендации фармацевтов, помог узнать, что самые активные аптекари работают в сети «Вита»: они стимулируют максимальное количество продаж как в рублях, так и в упаковках. Самые пассивные фармацевты сети «Социальные аптеки». Судя по статистике, они формально относятся к стимулированию покупателей, заметила Марина Шепотиненко.
В среднем домохозяйства тратят около 5% семейного бюджета на аптечные товары, за поход в аптеку тратится 570 рублей. При этом в год на одно домохозяйство в среднем приходится 25 упаковок. Однако 7,6% домохозяйств в аптеках ничего не купили за 2016 год.
Кто же основной потребитель аптек? В ходе исследования GFK/ECR аналитики выяснили, что 50% всех покупок в аптеках совершают энтузиасты-жизнелюбы – люди до 39 лет, проживающие в крупных городах, выбирающие крупные аптеки и имеющие доход чуть выше среднего, и 30% покупок приходится на пенсионеров.
Год будет интересным
Относительно будущего года прогнозы аналитиков расходятся. Наиболее оптимистично оценил его эксперт RNC Pharma. Он предрёк рынку рост в 10%. «Мы ожидаем, что 2017 год будет очень интересным. Надежду тому дают пилотные проекты, которые сейчас реализуются на территории России: это и маркировка, и риск-шеринг, и попытки легализовать дистанционную торговлю лекарствами. В случае легализации онлайн-торговли за последующие годы рынок изменится очень существенно», – говорит Павел Расщупкин. В рейтинге аптечных сетей 2017 года, по его мнению, тоже, скорее всего, произойдут изменения. В 2016 году появились сети и объединения, которые могут занять довольно высокие строчки в нём. Это «Мегафарм», «Мосаптеки», «Советская аптека», «Сердце континента». DSM Group прогнозирует 8%-ный прирост фармрынка в нынешнем году, самые скромные ожидания у аналитиков Alpha Research & Marketing. Они планируют прирост в 6% и дальнейшее укрупнение аптечных сетей, всё больше укрепляющих свои позиции в регионах.