Навстречу юбилею
| |
Ветеран ОГПЗ Александр ДЕЛЬ: «Другой судьбы себе не представляю» | |
Отрадненский газоперерабатывающий завод по праву гордится своими трудовыми династиями. Здесь не редкость случаи, когда родители приводят детей на экскурсию, а через несколько лет те становятся полноправными членами коллектива газовиков. Александр Александрович ДЕЛЬ, чей стаж составляет 40 лет, – представитель одной из таких трудовых династий.
– Наши родители часто встречались с родственниками и друзьями, – рассказывает Александр Александрович, – и разговор непременно заходил о работе. Я постоянно слышал беседы взрослых о том, что происходит на заводе, сам был знаком со многими рабочими. Узнал, что хороших специалистов там ценят, а семейным работникам предоставляют квартиры. Меня все это вполне устраивало, поэтому в феврале 1977 года, отслужив в армии, я пришел на завод. Быстро освоился. Предприятие не было для меня чужим — рядом работали родные и знакомые, и я всегда мог рассчитывать на их помощь. С другой стороны, мне нельзя было ударить в грязь лицом и подвести родителей.
Начинал трудовой путь оператором наполнительной станции, наполнял баллоны гелием. Был в смене старшего оператора Виктора Филипповича ИВАНОВА, который работал на заводе с самого основания установки. Таких людей называли «пускачами», в коллективе их все уважали и старались прислушиваться к их мнению. Мой дядя – тоже из первопроходцев.
На заводе был почин – работать без травм и аварий. Все были молодыми, задорными, с интересом работали и общались. Вместе были на праздниках, на субботниках, на колхозном поле. И никого не нужно было заставлять что-то делать. Нам казалось совершенно естественным вместе благоустраивать городские улицы и помогать колхозникам. На родном заводе я познакомился с лаборанткой Ниной, и в 1978г. мы поженились. Встали в очередь на жилье и через 6 лет получили квартиру.
Поработав 5 лет оператором, я перешел в слесари. Занимался ремонтом оборудования, профилактикой, чисткой. Работы было очень много, и она требовала глубоких знаний. Компрессоры ведь были разные, и все их предстояло осваивать. Поэтому мы, ремонтники, использовали любую возможность, чтобы перенять опыт у старших. Даже в столовой выпытывали у них, что надо сделать в том или другом случае.
Сейчас смешно вспоминать, как будучи совсем молодым, я жаловался отцу: «Почему меня все гоняют туда-сюда? То это нужно сделать, то другое. Тоже мне, мальчишку нашли!». А он сказал: «И правильно делают, что гоняют. Если ты сам научишься всё делать своими руками, потом не нужно будет никого просить».
Спустя некоторое время меня поставили бригадиром — так появилась ответственность за других людей. Я обучал молодежь, самую сложную работу сначала брал на себя, ну а потом гонял молодых, как и меня в свое время гоняли. Тут нет места обидам: иначе в нашем деле никак нельзя. В советские времена больше чувствовалось уважение к человеку труда. Все наши начальники и мастера сами начинали трудовой путь простыми операторами. С ними было проще общаться, легче решать какие-то вопросы.
Когда я устроился на работу, директором завода был Анатолий Васильевич ФАКЕЕВ, а позже его сменил Юрий Николаевич НАЗАРОВ. Казалось, он всех своих подчиненных знал по имени-отчеству. Каждую неделю совершал обход, заходил в операторную, здоровался, интересовался ходом дел. Тут же на месте можно было решить все вопросы, не записываясь на прием и не теряя времени.
Случалось, что нас и наказывали. Но для этого требовались серьезные причины, плохого настроения начальника было недостаточно. И хотя у нас на производстве ценились все специалисты, мне кажется, к ремонтникам относились все же по-особому. Понимали: если оборудование встанет, случится простой в работе, и тогда план не будет выполнен.
Могу отметить и то, что раньше оборудование выпускалось гораздо более качественное. Холодильники, изготовленные еще в Советском Союзе, долго служили верой и правдой. Когда я уходил на пенсию, к ним не было никаких претензий. А вот лет 10 назад привезли современные испарители: по документам все нормально, а стали пускать – обнаружился брак. Оказывается, изготовитель не проварил стыки как следует. Пришлось вызывать аварийную бригаду с завода, чтобы устраняли свои огрехи. Спрашивается: неужели сразу нельзя было всё сделать на совесть?
Сегодня на ГПЗ работают два моих сына: средний – машинистом, младший – слесарем. Я рад, что до сих пор могу давать им полезные практические советы. Пока еще не происходило ничего такого, с чем бы я не сталкивался. Таким образом, я до сих пор чувствую свою причастность к заводу. Конечно, выйдя на пенсию, скучаю по работе, по людям: все-таки 40 лет я провел в одном цеху. Как теперь понимаю, постоянный физический труд и доброжелательное общение — это лучшее лекарство от болячек. Многие знакомые уезжали на Север, находили более «чистую» работу, но я себе другой судьбы даже не представляю. Очень рад, что моя жизнь сложилась именно так.
| |
Рейтинг: 33 | С.Углева. Фото В.Бондарева 19.05.2017 |
Скажу лишь одно, что без веры в победу, без искренности и твердости, уверенности, настойчивости любую болезнь одолеть невозможно. Соберитесь духом, станьте сильнее, одолейте боль и вы будете победителем! Обязательно будете! Не надо хныкать и плакать лёжа в постели. Вперёд и только вперёд!
