Ветер странствий
| |
Велопоход по горной Турции | |
(Окончание. Начало в №21 от 25.5.2017г.)
Мы продолжаем знакомить читателей с рассказом путешественницы Елены СИНЮТИНОЙ о недавнем велопоходе по Турции:
– В горах водители относятся друг к другу с огромным уважением. Правило такое: какая бы узкая ни была дорога, человек сделает все возможное, чтобы и другим было комфортно. Нам не приходилось прижиматься к скале, пропуская лихачей, и не грозила опасность оказаться на дне пропасти из-за того, что кто-то не считает нужным уступить дорогу. Все водители старались очень аккуратно с нами разъехаться.
На одном участке было особенно оживленное движение: рядом находился карьер, и огромные машины, груженые щебнем, сновали туда-сюда. Так вот, водители притормаживали, проезжая мимо, чтобы не засыпать нас пылью, которую поднимают их транспортные средства. Были случаи, когда люди тормозили на спуске, чтобы дать нам конфетку, — так они выражали свое уважение. Водители прекрасно понимали, насколько тяжело ехать на велосипеде по горным дорогам.
•••
У кого-то может возникнуть вопрос: «Почему мы выбрали такой трудный маршрут, когда можно было спокойно прокатиться вдоль морского побережья?» Как я уже говорила, первой нашей целью была Капподокия, а второй – Киликийский каньон, по которому одним из первых прошел Александр МАКЕДОНСКИЙ со своим войском, другой тропы в то время не было. С одной стороны, высота там не слишком большая – до 900 метров, но тропа очень опасная. Пока ты смотришь под колеса, вроде и не страшно, но стоит поднять глаза…
Только представьте себе: отвесные скалы, нависающие порой над головой, круто обрывающаяся пропасть и между ними – не очень надежная дорога. Там распространено такое явление, как «сыпуха» — это когда под ногами нет надежной, устойчивой опоры. Земля не держит тебя, она буквально уплывает из-под ног. Если что-то пойдет не так, велосипед запросто потащит в пропасть. Я шла и думала: «Как же Македонский прошел здесь с конным войском?»
К сожалению, фотография не может передать всей полноты картины: ни подстерегающей опасности, ни потрясающей красоты. Да и постоянно пользоваться камерой нет возможности. Чтобы сделать снимок, надо остановиться, открыть чехол, достать аппарат. Это занимает много времени.
Но красота вокруг – необыкновенная! Ради нее мы преодолели пять перевалов. Иногда подъем длился по 15 км. Ты вроде бы идешь, стараешься на пределе сил, тащишь велосипед, а велокомпьютер показывает, что километраж совсем не меняется. «Как же так? – думаешь ты. – Я же не стою на месте». Вот таким трудным был наш путь. Но другого способа, чтобы увидеть Киликийский каньон, нет. Когда-то там проходили железнодорожные пути. Ветка и сейчас есть, но ею давно уже не пользуются. Ну а вскоре мы спустились к еще одной достопримечательности – Немецкому мосту. Мне он напомнил мост Джурджевича в Черногории. Такое же красивое и популярное у туристов место. Туда можно добраться и на автобусе.
•••
В походе мы придерживались примерно такого расписания: вставали в шесть утра, в восемь выезжали из лагеря и ехали до самых сумерек, до 19.00. Чистое время, проведенное в седле, составляло 5-7 часов, в зависимости от местности. Преодолевая перевал, ты не можешь сказать: «На сегодня хватит. Дальше не пойду». Зачастую подъем длился 15 км, а спуск – всего 2. А дальше нас снова ждал 10-километровый подъем. Вот такой несправедливый расклад бывает в горах!
Большое испытание для велопутешественника в Турции – это дожди. Страна не зря славится своим гончарным искусством, так вот – после дождя вся эта замечательная вязкая глина оказывается на колесах. Я читала отчеты других путешественников: люди, которые попадали под дождь, могли проехать всего 5 метров, а потом велосипед вставал намертво. Нужно очень тщательно чистить колеса, чтобы проехать еще 5 метров. И дальше в том же духе.
Мы чудом избежали такой напасти! Припоминаю случай, когда к концу дня наш каньон уже накрывали черные тучи. Я с ужасом смотрела, как они закрывают горы и буквально преследуют нас по пятам. Но мы успели преодолеть перевал и свернуть в другую долину, где светило солнце. А туча, зажатая горами, не могла изменить свой маршрут, она пошла по тому каньону, который мы уже покинули. Нам очень повезло во время того путешествия — дождь ни разу не нарушил наши планы.
•••
Еще один неприятный момент – это пасущиеся отары овец. Сами они опасности не представляют, но их стерегут собаки, кажется, алабаи. Мощные, грозные, они с большой ответственностью выполняют свою миссию. С их точки зрения, тот, кто проезжает мимо, становится опасностью для стада. Из-за своего окраса собаки совершенно сливаются с окружающей местностью, и ты напрасно пытаешься их разглядеть. И вдруг предмет, который казался камнем или кочкой, внезапно оживает и бросается к тебе с лаем! Это всегда случается неожиданно. Хорошо, что на человека собаки не нападают, просто бегут за тобой и громко облаивают, но и в этом мало приятного.
Путешествуя по горной Турции, мы убедились, что мужчины и женщины одеваются там одинаково: и те, и другие носят шаровары. У молодых мужчин они серого цвета, у пожилых – черного, а у женщин – в мелкий серый цветочек. Шаровары длинные, и пока турчанка не шагнет, они похожи на юбку. Наверное, женщинам так удобно. В этой одежде они и на осликах ездят, и по горам карабкаются. Изредка мы встречали молодых сельских мужчин в джинсах, но у женщин никаких отклонений от общепринятой одежды не замечали.
Бросилось в глаза и то, что огромное количество мужчин может просто сидеть и ничего не делать — в то время как их жены работают в огородах, садах, на полях. Во всяком случае, мы не видели ни одной праздной женщины. Завсегдатаи кафе – опять- таки мужчины, местные женщины туда не ходят. А молодые девушки нам вообще ни разу не встретились. По-видимому, находятся дома, вдали от чужих глаз. А парней мы видели. Стоило въехать в какое-нибудь селение, как они хватали свои древние мотоциклы, присоединялись к нам и сопровождали какое-то время. Вставали на колесо, выполняли еще какие-то маневры, показывая свою молодецкую удаль. Словом, поступали, как дети, которые всеми силами стараются привлечь к себе внимание.
•••
Местное население везде было очень доброжелательное. Нас готовы были угощать чаем с утра до вечера, но зачастую мы отказывались. У нас есть график, которого нужно придерживаться, а не сидеть в чайхане. Но иногда отказаться не было никакой возможности. Очень зазывал на чай пенсионер, в прошлом учитель английского языка. Мы с ним долго разговаривали. Обычно, узнав, что мы из России, люди употребл*ли два слова: «Москва» и «Путин». Этим запасом исчерпывались их знания о нашей стране. Такие названия, как Самара и Волга им ничего бы не сказали. А этому образованному пожилому человеку мы рассказали даже о своей малой родине.
В Турции хорошо развито не только сельское хозяйство, но и промышленность. Конечным пунктом нашего похода был город-миллионник Мерсин, расположенный на побережье Средиземного моря. Так вот, его промзона растянулась на целых 55 км, и она была абсолютно чистой. Сам город тоже оказался интересным: в нем есть и старинные кварталы, и современная застройка.
А потом мы поехали в Стамбул, где провели две ночи в хостеле. Он располагался в самом центре, в шаговой доступности от главных достопримечательностей. Я отделилась от группы и гуляла по городу, много фотографировала. Впрочем, как и другие туристы. Турция славится своими тюльпанами, и было как раз время их цветения. Колоритные восточные базары всегда оставляют много впечатлений. Это целый мир со своими правилами. Здесь тоже вовсю работают зазывалы. Если увидят, что человек чем-то заинтересовался, вряд ли ему удастся уйти без покупки.
В Турции сладости продаются в огромном количестве. Там изготавливают очень интересное мороженое из козьего молока, оно твердое и тягучее. А халва с фисташками очень пригодилась мне во время похода: она калорийная, дает много энергии. Ее хорошо использовать в качестве перекуса. Съел кусочек, и появились силы ехать дальше. Еще для этих целей подходят лукум и замечательная пастила из моркови с фисташками.
В Стамбуле по всему городу разбросаны спортплощадки с тренажерами. Люди, направляясь куда-то по своим делам, могут остановиться и немного позаниматься. В городе было много арабов, которые в горной местности нам не встречались. Это их женщины одеваются в чёрное с ног до головы. Ну а в целом Стамбул представляет такое смешение Запада с Востоком, что можно было запросто увидеть рядом двух девушек-подружек: одну в хиджабе, а другую в джинсах.
•••
Когда мы собирались в Турцию, родственники были несколько взволнованы: там в последнее время стало неспокойно. То антиправительственные митинги проходят, то теракты. Мы успокаивали их: «Не стоит волноваться, мы же уйдем в горы. Наша группа не представляет интереса для террористов, зачем им идти вслед за нами?»
Конечно, во время похода мы не смотрели телевизор, не слушали новости и не знали, что происходит «внизу». Вернувшись в Стамбул, увидели в центре города правительственные войска и военную технику. Но в целом обстановка оставалась спокойной, можно было свободно гулять по улицам.
Лишь под вечер чуть в стороне от центра стали появляться какие-то подозрительные личности, протягивающие прохожим листок бумаги с надписью: «Подайте сирийским беженцам». Может, это и не беженцы, а просто попрошайки, воспользовавшиеся ситуацией. Но они не были агрессивными. Даже если им ничего не давали, они не проявляли недовольства.
…29 апреля мы прилетели в Самару. Меня встретил муж и предложил: «Давай поедем в Волгоград на кросс, посвященный Дню Победы!». Я подумала: «Почему бы и нет? После Турции, кажется, на всё способна». 7 мая мы уже были в Волгограде и бежали кросс. Неожиданно для себя я заняла первое место на дистанции 10 км в своей возрастной категории. По-видимому, велопоход по горной Турции послужил хорошей спортивной подготовкой...
| |
Рейтинг: 19 http://vestnik.otradny.net/ | С.Углева. Фото Е.Синютиной 31.05.2017 |
Скажу лишь одно, что без веры в победу, без искренности и твердости, уверенности, настойчивости любую болезнь одолеть невозможно. Соберитесь духом, станьте сильнее, одолейте боль и вы будете победителем! Обязательно будете! Не надо хныкать и плакать лёжа в постели. Вперёд и только вперёд!