Переход социальной помощи на адресный принцип - государственный приоритетСамарская область перешла на новый порядок оказания социальной поддержки льготным категориям. Главная цель изменений - в непростой период оказать дополнительную поддержку гражданам, попавшим в наиболее сложную жизненную ситуацию. Эта задача поставлена на федеральном уровне: с 2016 года регионам предоставлено право устанавливать критерии нуждаемости и направлять больше средств тем, кому это нужнее всего.
Адресный подход
Сразу надо подчеркнуть: доля расходов на соцподдержку в Самарской области - одна из самых высоких не только в ПФО, но и в стране. Различные социальные выплаты у нас получают 1,6 млн человек. В 2016 году на эти цели из федерального и областного бюджетов направили 19,7 млрд рублей. Но при этом из 126 видов соцпомощи лишь 17 оказывались адресно. В результате большая часть средств равномерно распределялась между людьми и с относительно высокими, и со средними, и с низкими доходами, а до тех, кто находится действительно в сложной ситуации, доходила лишь незначительная часть денег — выплаты для бедных скорее можно было назвать символическими.
А между тем в пору экономических трудностей поддержать самых незащищенных было особенно необходимо. Не случайно Президент России В.В. Путин в марте 2016 года напомнил о необходимости корректировки в социальной сфере: «Одна из главных задач социальной политики - это организация целевой помощи со стороны государства именно тем группам населения, которые нуждаются в системной поддержке».
В Самарской области, проанализировав положение дел, реформировать систему социальной поддержки начали с этого года. А вот, например, в Татарстане и Новосибирской области — регионах, сопоставимых с нашей губернией по размерам и уровню социально-экономического развития, - уже давно перешли на принципы адресности и нуждаемости при оказании соцпомощи льготникам.
Порог нуждаемости
С начала этого года, после внесения поправок в региональные законы, социальная поддержка населения Самарской области основывается именно на принципах адресности и нуждаемости. Теперь ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) теперь получают уже не все ветераны труда, а те, которые не работают и размер пенсий которых не превышает 19 500 рублей.
А как решено в других регионах? По закону верхняя планка дохода для соцвыплат устанавливается регионами самостоятельно и нередко существенно отличается. Например, в Татарстане неработающие ветераны могут рассчитывать на ЕДВ, субсидии на оплату жилья и другие льготы при доходе ниже 20 тыс. рублей. Правда, и уровень жизни там повыше: по данным Росстата, в 2015 году в Татарстане среднедушевой доход превышал 31 тыс. рублей, а у нас — не доходил до 27 тыс. рублей. То есть по сравнению со средним уровнем доходов самарская планка даже повыше.
А вот в Новосибирской области система несколько сложнее, но планка, ниже которой ветерану гарантирована социальная помощь, - это величина прожиточного минимума пенсионера: а именно 8538 рублей. Правда, это не все: как объяснили нам в министерстве социального развития Новосибирской области, если пенсионер в силу определенных заслуг получил право на ту или иную выплату - например, он ветеран труда, - то при принятии решений об изменениях в системе соцподдержки льгота не пересматривается. Но она не сохраняется у новых получателей.
Выплата - по факту
Как известно, с этого года Самарская область пошла также на изменение порядка компенсации расходов на ЖКУ. На субсидии, как и прежде, могут рассчитывать все 53 категории льготников, которые имели на них право до сих пор. Но изменилось вот что: теперь компенсацию получат только те, кто платит по коммунальным счетам. А тем, у кого долги, деньги «на компенсацию долгов» не полагаются: основное условие - отсутствие задолженности.
В масштабах страны здесь тоже нет ничего нового - такая норма введена во многих регионах. К примеру, в Татарстане подобная система действует еще с 2008 года. «Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении соглашений по ее погашению», - пояснили «ВК» в министерстве труда, занятости и социальной защиты республики.
Господдержку «по факту» получают и новосибирцы - это требование в регионе ввели в 2014 году.
Как и в других субъектах РФ, изменения в Самарской области коснулись проезда в общественном транспорте по социальной карте. С 1 февраля для льготников установлен лимит - 50 бесплатных поездок в месяц. В Новосибирске такое ограничение тоже есть, и оно составляет 30 поездок в месяц. В Нижегородской области - 39.
А куда пошли деньги?
Новые приоритеты социальной поддержки в Самарской области, наведение порядка в транспортной и коммунальной сферах, а также значительное сокращение расходов на управленческий аппарат позволили направить дополнительные средства на поддержку самых нуждающихся жителей области. В частности, регион смог проиндексировать выплаты многодетным и приемным семьям, а также тем, кто оказался за чертой бедности. В частности, для тех, у кого доходы ниже прожиточного минимума (а среди них большинство именно многодетные), ежемесячное пособие увеличилось в 3,3 раза.
Кроме того, с 1 января многодетным семьям компенсируют уже не 30%, а 50% расходов на коммунальные услуги. Изменились выплаты на содержание детей-сирот в опекунских и приемных семьях, выросло вознаграждение приемному родителю. А еще сироты - выпускники школ с этого года станут получать по 5000 рублей «подъемных». Рассматриваются также возможности введения новых форм поддержки материнства и детства.http://www.vkonline.ru/