О замене ЕДВ на компенсацию реальных расходов на оплату ЖКУ льготным категориям гражданНа совместном заседании комиссии Общественной палаты Самарской области по местному самоуправлению, строительству, ЖКХ и комиссии по делам ветеранов и инвалидов обсудили новый порядок предоставления отдельных мер социальной поддержки жителям региона.
Набор льгот не изменился
«Федеральный закон предусматривает компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, - рассказала и.о. руководителя управления реализации социальных гарантий граждан в сфере ЖКУ регионального министерства социально-демографической и семейной политики Н.С. Хохлова. - 26 декабря 2016 года принят соответствующий закон Самарской области. При этом набор льгот не изменился».
«Управляющие и ресурсоснабжающие организации должны исполнять требования закона, – заметил председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по местному самоуправлению, строительству, ЖКХ В.И. Часовских. – В соответствии с Жилищным кодексом РФ, до первого числа месяца, следующего за расчетным, они обязаны сформировать и представить каждому жителю платежный документ. Однако все мы знаем, что какие-то квитанции приходят 1-го числа, какие-то 10-го, 15-го и так далее. Граждане должны все это собрать, оплатить и только после этого у министерства появляются основания для начисления компенсации. Еще один камень преткновения – отсутствие в области единой базы собственников, которые оплачивают услуги ЖКХ. Остро стоит вопрос создания регионального расчетного центра. Последние поправки, которые сейчас предлагаются в ЖК РФ, как раз касаются создания региональных либо муниципальных расчетных центров».
Переходный период
В настоящее время выявлено 1559 поставщиков, с 1426 организациями заключены соглашения об информационном обмене. С января текущего года министерство приступило к выплате компенсаций льготным категориям граждан. При этом из 550 тыс. льготников в январе компенсацию получили 152 тыс. человек, в феврале – 337 тыс. человек.
Важно понимать, что те, кому компенсация еще не выплачена или выплачена не в полном объеме, не лишатся своей льготы, а получат недоначисленные суммы в следующих месяцах.
Дело в том, что компенсация начисляется по 11 видам жилищно-коммунальных услуг. Выплата производится один раз в месяц - в период с 5-го по 25-е число по тем видам услуг, по которым в министерство поступила информация о начисленных и оплаченных платежах. Если информация задержалась, то выплата по соответствующему виду услуг будет сделана в следующем месяце.
Сумма компенсации напрямую зависит от многих факторов: наличия или отсутствия счетчиков в квартире, количества проживающих, действующих в муниципальном образовании тарифов и нормативов и пр. Кроме того, для каждой из 47 категорий льготников законодательством установлен свой набор льгот: кому-то предусмотрены льготы в виде определенного процента от графы «содержание жилого помещения», для кого-то действуют льготы по оплате коммунальных услуг и т.д.
Важно понимать, что те, кому компенсация еще не выплачена или выплачена не в полном объеме, не лишатся своей льготы, а получат недоначисленные суммы в следующих месяцах.
Дело в том, что компенсация начисляется по 11 видам жилищно-коммунальных услуг. Выплата производится один раз в месяц - в период с 5-го по 25-е число по тем видам услуг, по которым в министерство поступила информация о начисленных и оплаченных платежах. Если информация задержалась, то выплата по соответствующему виду услуг будет сделана в следующем месяце.
Сумма компенсации напрямую зависит от многих факторов: наличия или отсутствия счетчиков в квартире, количества проживающих, действующих в муниципальном образовании тарифов и нормативов и пр. Кроме того, для каждой из 47 категорий льготников законодательством установлен свой набор льгот: кому-то предусмотрены льготы в виде определенного процента от графы «содержание жилого помещения», для кого-то действуют льготы по оплате коммунальных услуг и т.д.
Предоставить информацию
«Есть очень много нюансов, которые граждане не знают, не понимают. Непонимание порождает недоверие и недовольство. Например, люди слышат, что «льгота останется прежней». Да, льгота осталась, но в денежном выражении она изменилась. Необходимо помочь жителям разобраться в этой ситуации, – считает В.И. Часовских. – Было бы хорошо, если бы, получая компенсацию, граждане видели, за какую именно жилищно-коммунальную услугу и за какой период начислена данная выплата. Очень полезно было бы подготовить буклет с информацией о том, каким категориям граждан какие льготы положены, с конкретными цифрами по тарифам и нормативам, чтобы люди могли сориентироваться и самостоятельно примерно посчитать, на какую суммы компенсации они могут рассчитывать».
По мнению членов Общественной палаты, жители области как минимум на время переходного периода должны иметь возможность самостоятельно предоставить в органы соцзащиты информацию об оплаченных квитанциях за ЖКУ для расчета и начисления компенсации. Потому что в переходный период механизм обмена информацией между министерством и поставщиками услуг работает недостаточно четко. У министерства есть претензии к поставщикам услуг, в том числе ТСЖ и ЖСК, зачастую неохотно идущим на сотрудничество. У поставщиков услуг, в свою очередь, есть конкретные претензии к предоставленному министерством программному продукту, через который должен осуществляться обмен информацией. Впрочем, уверены общественники, все эти сложности переходного периода не должны отражаться на добросовестных плательщиках за услуги ЖКХ, имеющих право на льготу.
По мнению членов Общественной палаты, жители области как минимум на время переходного периода должны иметь возможность самостоятельно предоставить в органы соцзащиты информацию об оплаченных квитанциях за ЖКУ для расчета и начисления компенсации. Потому что в переходный период механизм обмена информацией между министерством и поставщиками услуг работает недостаточно четко. У министерства есть претензии к поставщикам услуг, в том числе ТСЖ и ЖСК, зачастую неохотно идущим на сотрудничество. У поставщиков услуг, в свою очередь, есть конкретные претензии к предоставленному министерством программному продукту, через который должен осуществляться обмен информацией. Впрочем, уверены общественники, все эти сложности переходного периода не должны отражаться на добросовестных плательщиках за услуги ЖКХ, имеющих право на льготу.
http://www.vkonline.ru/ В.И. Часовских,
председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по местному самоуправлению, строительству, ЖКХ:
- Есть очень много нюансов, которые граждане не знают, не понимают. Непонимание порождает недоверие и недовольство. Наша задача сегодня – вскрыть болевые точки, понять, где пробуксовывает эта система, и что необходимо предпринять, чтобы граждане могли без проблем получить положенную льготу.