К 80-летию со дня рождения писателя Валентина РАСПУТИНА (1937-2015гг.). Книги остаются в сердце человека по-разному: одни проходят незаметно и быстро забываются, другие остаются навсегда. А у произведений Распутина редкостно завидная судьба. Известный профессор, литературовед Александр ОВЧАРЕНКО, чьи лекции с интересом слушали не только в Москве, но и за рубежом, считал, что с появлением книг Валентина Распутина и других известных писателей-деревенщиков начался новый этап в художественной прозе России.
Распутин родился 15 марта 1937г. в поселке Усть-Уда Иркутской области. С двух лет жил в деревне Аталанке, которая после строительства Братской ГЭС попала в зону затопления. Окончил начальную школу, а потом вынужден был один уехать за 50 километров от дома, чтобы продолжить учебу в средней школе. Позднее об этом периоде он напишет знаменитый рассказ «Уроки французского».
Мечтая о профессии учителя, в 17 лет поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. Учился и работал в газете «Советская молодежь», был корреспондентом на крупнейших стройках Сибири. Его первый рассказ «Я забыл спросить у Лешки…» был напечатан в 1961г. А четыре года спустя несколько своих новых рассказов Распутин показал Владимиру ЧИВИЛИХИНУ, который стал его крестным отцом на литературном поприще. В 1967г., когда вышла в свет повесть «Деньги для Марии», Распутин получил широкую известность в России и за рубежом.
В своем творчестве он постоянно обращался к вечным темам, отстаивал идеалы добра и нравственности, боролся за светлое будущее России, ратовал за сохранение духовных основ жизни народа. Если Михаил ШОЛОХОВ в романе «Тихий Дон» широко отразил исторический и социальный разлом России в первой половине 20 века, то творчество Валентина Распутина явило миру глубинные процессы, происходившие в стране и в душах людей во второй половине столетия.
•••
В повести «Деньги для Марии» всё просто, как всегда. Главная героиня Мария стала продавщицей по просьбе односельчан, и вдруг в магазине обнаружилась недостача. Сумма по тем временам немыслимо огромная – тысяча рублей! А значит, завтра суд и тюрьма. А в доме четверо детей. И тысячу надо собрать за пять дней — такой срок отвел ревизор. Денег у Марии нет. Мысль, у кого бы занять, становится давящей, тяжелой думой ее мужа, тракториста Кузьмы.
Новость о недостаче быстро разносится по деревне, но никто не торопится предложить помощь. А Кузьма совсем не умеет просить, да и не знает у кого. Он думает, что достаточно зайти к кому-нибудь в дом, и деньги ему сразу дадут. Ведь все знают, зачем он пришел. Хоть тридцать-пятьдесят рублей, но дадут. Но на деле все не так: люди говорят, что денег у них нет. Мария в отчаянии. Сама она не раз выручала сельчан: продавала им в долг, открывала магазин для тех, кто пришел в обеденный перерыв...
Но повесть эта не о деньгах. Повесть — о совести, о человеческом горе и соучастии, о помощи ближнему в трудный час. И из той полувековой дали эта тема становится очень понятной, очень сегодняшней, стучащей в наши души, требующей глубокого раздумья.
•••
В 1967г. в еженедельнике «Литературная Россия» появился новый рассказ Распутина «Василий и Василиса». Это раннее произведение прозаика можно назвать камертоном его дальнейшего творчества. Здесь уже виден стиль писателя, его умение глубоко раскрывать характер героев. Здесь появляется важнейшая деталь произведений Валентина Григорьевича – природа.
В 70-е годы в стране началась широкая кампания по мелиорации земель, уничтожались «неперспективные» деревни, разрабатывался грандиозный проект поворота сибирских рек: Оби, Иртыша и Енисея — в пустыни Средней Азии. И в те годы писатели и ученые, среди них был и Валентин Распутин, выступили против такого экологического безумия. Многое удалось приостановить, а Валентин Григорьевич уже вынашивал замысел повести, которая должна была показать всю катастрофичность этих реформ. Так на свет появилась повесть «Прощание с Матёрой», но по глубине проникновения в душу человеческую ее можно назвать романом.
Автор рассказывает о деревне, которая скоро должна быть затоплена водой — по причине строительства крупной ГЭС. Он повествует о той пронзительной тоске, которую испытывают старики, коренные жители, прощаясь со своей землёй и ветхой деревенькой. В повести всё до боли знакомое и родное. Здесь нет причитаний и гневных окриков, но есть тихая горечь людей, которые хотели дожить свой век там, где лежат их предки. Главная мысль писателя — не рушить бездумно живую жизнь, не увлекаться миражами, а помнить прошлое и не обрывать нить, которая связывает предков и потомков. 2017-й год объявлен в России Годом экологии, и этот роман Распутина становится особенно актуален.
•••
В 1977г. вышла еще одна замечательная его повесть — «Живи и помни», за нее он получил Государственную премию СССР. В ней писатель трепетно написал о тех, кто, проводив на фронт своих сыновей и мужей, стал основой тыла, о том, как тяжка война и какой невероятно дорогой ценой досталась она нашему народу: «Не было еще такой войны, а стало быть, не было такой победы».
Да, такой войны не было, но и опять не об этом, или не столько об этом повесть. Она — о драме войны, об отступничестве, о попытке спастись, о неизбежности кары, о совести, о душе. А еще эта повесть о русской женщине, чей удел — делить с мужем и светлый час победы, и последнюю тяжесть его падения, причем ценой своей жизни и жизни еще не родившегося ребенка.
•••
Раньше русская женщина, по слову Н.А.НЕКРАСОВА, «коня на скаку остановит», а ныне, в послевоенные годы, вопреки всей логике и физической своей немощи она, надрываясь, строит избу. Об этом — рассказ Распутина под названием «Изба». Если прочесть его, вдуматься в события, прислушаться к шуму времени, вглядеться в этих усталых людей, непрерывно поднимающих тяжести, то ты вдруг поймешь, как устал русский мир нести на своих плечах эту самую тяжесть. Устал! — но продолжает работать не за страх, а за совесть, за надежду в будущем жить хорошо. Пусть не для себя, но хотя бы для потомков.
•••
В 1970г. в журнале «Наш современник» вышла повесть Распутина «Последний срок», которая принесла ему всемирную известность и была переведена на десятки языков народов мира. Многие назвали это произведение «костром, возле которого можно отогреть душу». Это повесть о матери, о человечности, о бренности многих явлений, которые кажутся главными в жизни современного городского человека. Об истоках, к которым надо вернуться, чтобы не потерять человеческой сущности.
В 70-80 годы прошлого столетия каждое произведение Распутина становилось событием и в литературе, и в общественной жизни страны. В середине 80-х годов в СССР развернулись новые события, весь народ ждал перемен. Они произошли, но не те, которых ждало большинство людей. Об этом прозаик написал повесть «Пожар», которая увидела свет в 1985г.
Эти и другие повести и рассказы принесли Валентину Григорьевичу Распутину широкое признание и любовь читателей не только в нашей стране, но и за рубежом. Отличительные особенности его стиля — чистота и выразительность языка, глубокая человечность и искреннее сопереживание тем, кто оказался в беде.
Герои его повестей многим стали очень близки. С ними не страшно жить, ведь у них есть вера, душа и живая совесть. Рассказы Распутина: «По-соседски», «Женский разговор», «В ту же землю», «Век живи – век люби», «В больнице» — отражают острую боль писателя за судьбу каждого человека. А героиня повести «Дочь Ивана, мать Ивана» не может смириться с обстоятельствами «беззаконного времени» и, не надеясь на правосудие, сама наказывает преступника, покусившегося на жизнь ее дочери.
В последние годы Распутин занимался в основном публицистикой, писал статьи на самые острые социальные темы. Об этом свидетельствуют их названия: «Земля твоя и моя», «Слово о патриотизме», «В судьбе природы — наша судьба», «Свет погашенных окон», «О чем звонят колокола», «Вниз по Лене-реке», «Возрождайте Россию», «Остаться человеком», «Где моя деревня?», «Продолжаемся в детях и внуках» и др. Много сил и времени тратил писатель на защиту природы, в частности, озера Байкал. Летом 2010г. был избран членом Патриаршего совета по культуре от Русской Православной Церкви.
•••
Несколько слов о том, как сложилась его личная жизнь. Долгие годы рядом с ним находилась любимая жена Светлана, с которой жизнь сложилась очень счастливо. Но летом 2006г. в авиакатастрофе в Иркутском аэропорту погибла их дочь Мария, педагог Московской консерватории, музыковед и талантливый органист. Внезапное горе тяжело отразилось на ее здоровье, и в 2012г. ее не стало.
С этого момента отца поддерживал сын Сергей и внучка Антонина. Валентин Григорьевич пережил супругу всего на три года. Великий русский писатель умер в Москве 14 марта 2015г., не дожив до своего 78-го дня рождения всего 4 часа — по московскому времени. Но его земляки считают, что умер он в день своего рождения, учитывая разницу во времени.
Похоронили писателя на территории Знаменского монастыря в Иркутске. Проститься с ним пришли более 15 тысяч земляков. Не одно поколение читателей потрясают искренность и трагизм прозы писателя. Всех, кого интересует творчество великого русского прозаика, приглашаем в Центральную городскую библиотеку имени И.Т.КОМАРОВА.
|