Первостроители
| |
Константин КАЛИННИКОВ: «Лёгкой дороги в жизни нет» | |
Старшее поколение отрадненцев наверняка помнит имя бригадира плотников СУ-2, ветерана войны, кавалера ордена боевого Красного Знамени Константина Петровича КАЛИННИКОВА (1923-1988). Это был замечательный человек и опытный мастер своего дела.
«Здание цеха переработки птицы походило на потревоженный муравейник, однако суеты и неразберихи не было. Наоборот, в действиях рабочих угадывалась внутренняя согласованность и строгая подчиненность одной цели. Неподалеку, у строящегося здания огромного птичника, был слышен рокот трактора. Несколько человек вели разметку, — видно, готовили фронт работ. Тяжело приседая на рессоры, подъехала автомашина, груженная железобетонными конструкциями. Уже через минуту началась разгрузка. Шофер стоял на подножке кабины, перебрасывался о чем-то с трактористом, а сам все торопил, посматривая то на часы, то на солнце, — верно, хотел выкроить лишний рейс.
В одном из отсеков здания ослепительно вспыхнуло голубое сияние электросварки — там шел монтаж металлоконструкций. Группа девушек готовила раствор для штукатурки стен. В углу цеха двое парней с усердием возились над какими-то деталями.
— Вам дядю Костю? — переспросили они. — Сейчас поищем. А вот и наш бригадир.
Глаза у Константина Петровича голубые-голубые, словно ясное весеннее небо. Смотрит внимательно, спокойно и добродушно. Наверно, правду говорят, что иногда человеческую жизнь измеряют не по годам, а по глазам:
— О себе чего говорить? Всё на виду. Работаю. Троих детей вырастил: двух дочерей и сына. В этом моя радость и счастье. Живу не хуже других, обижаться не приходится.
И от простых этих слов незнакомый человек сразу стал очень близким. Постепенно разговор перешел на дела бригады.
— Коллектив наш дружный, каждый работает — душа радуется. Вот только за молодыми постоянно глаз нужен. Нет-нет, да кто-нибудь нарушит дисциплину, — говорит Калинников, а сам посматривает в сторону, где трудятся парни.
Много внимания уделяет он новичкам. Выпускникам профтехучилища присваивают высокие квалификационные разряды, однако на первых порах они еще мало что умеют. Вот и приходится бригадиру дотягивать их, прививать любовь к труду, воспитывать настоящих строителей.
— Ведь как бывает, — рассуждает он, — старые рабочие, которые уже 10-15 лет на стройке, зарплату получают не намного больше выпускников, хотя на них всё дело держится. Конечно, ветераны недовольны. Разъясняю им, что со временем молодые будут работать не хуже, а может, даже лучше, чем мы, старая гвардия…
Всякие вопросы задают бригадиру. Однажды молодежь заартачилась: почему нас в училище готовили на плотников, а на деле приходится заниматься и бетонными работами, и разгрузкой материалов?
— Это же, дядя Костя, неправильно, не по закону, — наседали ребята.
Он щурил глаза, не спешил с ответом, давал им высказаться. А когда накал страстей утих, сказал коротко:
— А если дело станет и бетон пропадет, государственные средства вылетят в трубу, это что будет — по закону? Мы-то на что здесь поставлены? Нет, ребята, рабочая совесть не велит нам поступать плохо и наносить убытки народному хозяйству. Строим-то мы для кого? Для себя, для общества. Вот отсюда и надо исходить…
Умолкли парни после этих слов — значит, что-то поняли. Это уже хорошо, в другой раз не будут каверзные вопросы задавать. Константин Петрович не раз говорил им: «Смотрите сами, как тяжело достается кусок хлеба, и сколько пота надо пролить, чтобы в доме был достаток. А легкой дороги в жизни нет».
Были у него в бригаде два брата, которые рано лишились родителей, и при его поддержке выходили на самостоятельную дорогу.
— От вас требуется одно, — наставлял мастер, — учиться уму-разуму, честно трудиться и правильно вести себя в быту.
Но у братьев получалось не всё складно: могли залениться и не выйти на работу, подвести всю бригаду. Константин Петрович говорил о них с отцовской болью, искренне переживая за них и желая им добра. А о других ребятах, кого недавно проводили служить в армию, молвил особо:
— Виктор ГРЕБНЕВ, Юрий САГДИНОВ и Вячеслав ТЕРЕНТЬЕВ станут отличными плотниками. Есть у них и навыки, и сноровка. Глядишь, еще вернутся к нам на стройку.
Те, кто побывал в его бригаде, навсегда запоминали его рабочую науку и те мудрые уроки, которые он преподал. А доброе семя, как известно, и всходы дает добрые.
— Уже шесть лет строим Тимашевскую птицефабрику, — продолжает беседу мастер. — Видали, сколько появилось птичников? Целый городок! Мы отделываем не только производственные помещения, но и жилье для работников фабрики, готовим кровельные материалы. Людей вот маловато. Дел-то впереди много, а отставать мы не привыкли…
На доске показателей вывешены результаты работы бригады Калинникова. Цифры высокие, значит, не зря начальник СУ-2 Михаил Ефимович ЯКУНИН с почтением отозвался о бригадире: «Весь он на виду у коллектива: честный, работящий, требовательный. Сейчас мы ему поручили самое ответственное дело — сдать в эксплуатацию цех по переработке птицы. Думаем, что этот объект войдет в строй в июле, на несколько месяцев раньше, чем планировалось».
В бригаде много лет работают Иван СОВЕТКИН, Николай ПАПШЕВ, Алексей ТУРУТОВ. Это костяк коллектива. Вместе с ними Калинников соорудил десятки различных сельхозобъектов в Кинель-Черкасском районе. В поисках лучших условий кто-то уходил из бригады в другие организации, а ветераны остались. Они всякое пережили: работали и в морозные дни, и в зной, и в осеннюю слякоть. Тем ближе и дороже они для мастера.
— Мы, строители, как на войне, всегда там, где трудно, где нужно затеплить жизнь, — так говорит Калинников о своей профессии.
Такое сравнение он привел не случайно. Он сам воевал, был ранен, награжден орденом Красного Знамени — за мужество и стойкость, проявленные при отражении атак фашистов на далеком плацдарме, на польской реке Висле. Вот что тогда произошло. Внезапным решительным ударом наши войска отбросили немцев от реки, но не успели закрепиться, как враг пошел в контратаку, желая вернуть потерянные позиции. Пулеметчик, старший сержант Константин Калинников со вторым номером залег в лощине, приготовился встретить врагов свинцом. Вокруг рвались мины и снаряды, ряды наступавших редели, и превосходящим силам врага удалось потеснить нашу оборону.
— Отступать не будем, — сказал Константин своему другу, сибиряку ТРОПИНУ. — Место у нас удобное, пусть только сунутся.
И вот на холм, где они закрепились, пошла цепь немецких автоматчиков, за ней еще одна. И тогда заработал пулемет. Он косил их до тех пор, пока трупы не покрыли всю вершину холма. Небольшая пауза, и снова атака. И снова враг в панике отступил. Несколько раз пытались немцы прорваться, но на пути их вставал пулеметный расчет. Стойкость двух бойцов позволила перегруппироваться всей роте, и враг отступил.
— До Берлина не дошел, ранило, — вспоминает Константин Петрович. — После госпиталя вернулся домой, поступил работать на Похвистневский газопромысел. Был слесарем, ковал металл в кузнице, плотничал, жестянничал. Потом женился, переехал в Отрадный. Вот и вся моя трудовая биография.
Он встал, давая понять, что разговор закончен:
— Пойду посмотрю, как там продвигается дело.
И неторопливой походкой пошел в цех птичника. Там его ждали люди — чтобы задать новые вопросы, получить добрые советы и напутствия. Они так нужны каждому из нас...»
| |
Рейтинг: 22http://vestnik.otradny.net/ | (Очерк приводится в сокращении) 27.09.2017 |
Скажу лишь одно, что без веры в победу, без искренности и твердости, уверенности, настойчивости любую болезнь одолеть невозможно. Соберитесь духом, станьте сильнее, одолейте боль и вы будете победителем! Обязательно будете! Не надо хныкать и плакать лёжа в постели. Вперёд и только вперёд!
